«Серебряный век ювелиров России»: Фаберже и Овчинников в историческом музее

История в серебре

Почти 80 килограммов серебра и три рубежа охраны, хотя драгоценный металл — совсем не главное. Речь идет о шедеврах, на которые — без шуток — страшно даже дышать. В Национальном историческом музее разместилась выставка «Серебряный век ювелиров России»: 149 неповторимых предметов, среди них плоды творчества легендарного Карла Фаберже.


Выставка прибыла из российского Государственного исторического музея Москвы, что само по себе событие: один из ведущих музеев мира, в котором 5 миллионов единиц хранения, доверил нам уникальные ценности. Вывезти коллекцию подобных раритетов за рубеж — задача не из простых, принимающая сторона должна быть стопроцентно надежной и иметь безупречную репутацию.

— Даже формально речь идет об огромном количество серебра — но это еще и национальное достояние, работы крупнейших мастеров России периода 2–й половины XIX — начала ХХ века, имена которых знает весь мир, — напомнила заместитель директора по фондовой работе Государственного исторического музея Марина Чистякова. — Существуют определенные нормативные правила: и климат–контроль, и несколько рубежей охраны, составляется facility report — специальный документ, в соответствии с которым оценивается, может ли конкретный музей принять конкретную коллекцию. Национальный исторический музей Беларуси данную выставку принять может. Ну а дальше идут и страховка, и разрешение на вывоз за рубеж, и получение гарантий в той стране, куда музейные ценности вывозятся, упаковка, доставка самолетом, распаковка и размещение — огромная работа. Но самое сложное было — отобрать экспонаты, чтобы выборка получилась репрезентативной. По экспозиции можно проследить эволюцию ювелирного искусства в период взлета русской культуры и возврата интереса к культуре Древней Руси.

Марина Чистякова.

Предметы быта аристократов не отличаются показной роскошью, но каждая из них — шедевр искусства и тончайшей филигранной работы. Как, например, сухарница из мастерских Овчинникова, прикрытая салфеткой, — лишь через пару секунд понимаешь: салфетка–то тоже серебряная, настолько тонко переданы узор и фактура ткани. Или птица Сирин, вышедшая из–под рук Фаберже, — так ли важно, что ее крылья украшены простым розовым кварцем, если глаз не оторвать от их изысканной формы?


Подготовка к приезду ювелирных шедевров у наших музейщиков заняла почти год. Но выставка получилась необычайно интересная. Директор Национального исторического музея Павел Сапотько расценивает этот проект как хороший способ укрепления наших межкультурных связей. И, разумеется, как эффектный старт осеннего сезона.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter