История в деталях

Послушать оперу «Хованщина» и одновременно побывать на выставке церковного облачения и шедевров иконописи можно только 18 января в Национальном академическом Большом театре оперы и балета.  

Послушать оперу «Хованщина» и одновременно побывать на выставке церковного облачения и шедевров иконописи можно только 18 января в Национальном академическом Большом театре оперы и балета.

 

Даже копия иконы «Одигитрия» считается чудотворнойНародная музыкальная драма Модеста Мусоргского описывает, пожалуй, самые сложные события российской истории. Период стрелецкого восстания и церковного раскола представлен в «Хованщине» почти как историческое исследование. Благодаря таланту композитора это произведение живо воссоздает обстановку военной поры и во всем мире считается шедевром русской музыкальной культуры.

В центре внимания оперы и выставки – темы духовности и религии. Две группы раритетов – иконы и церковные облачения – предоставил Музей древнебелорусской культуры. Здесь каждый предмет по-своему уникален и датируется XVII – XVIII веками. 

Борис Лазуко, директор Музея древнебелорусской культуры Национальной академии наук, рассказал о наиболее ярких экспонатах. Одним из таких является икона Богоматери «Одигитрия Белыничская», названная по месту явления Божией Матери поселку Белыничи в Могилевской области. Здесь некоторое время даже существовал монастырь католического монашеского ордена кармелитов. До наших дней оригинальный лик, к сожалению, не дошел. В XVII веке несколько раз копировали образ, поэтому сегодня и существует три экземпляра. И оригинал, и его копии считаются чудотворными.

А вот икона «Богоматерь в венке» интересна тем, что стала даром самого Папы Римского одному из монастырей. Ее копия XVII века также предстанет в экспозиции. К слову, на выставке святые образы будут как православные, так и католические. Организаторы разделять иконы не станут, объясняя тем, что образ Божией Матери одинаково ценен для верующих обеих конфессий.

«Богоматерь в венке» – подарок Папы Римского монастырю

Отдельное место отводится двум видам церковных облачений. Их разница в том, что орнаты носили только католические священники, а долматики – и католические, и православные. Эти одежды всегда шили из очень дорогих и, как правило, привозных тканей, которые чаще всего ткали на территории Франции, в Лионе, и в Венеции. Обычно это шелка и бархат сложного рисунка и фактуры. Материал соответствует эпохе барокко: все облачения очень красивые и цветные, они производят сильное эмоциональное впечатление.

Орнаты впервые покажут широкой публике. Раньше они использовались только по назначению, пока в 1970-е годы их не спасли из закрытых храмов.

Содержание экспозиции перекликается с тематикой спектакля, но, по замечанию Бориса Лазуко, не является копией «Хованщины». Костюмы актеров связаны с самим действием, да и останутся на сцене. Экспозиция же создаст альтернативную реальность, позволит более глубоко почувствовать настроение и атмосферу эпохи. Побывать на двух мероприятиях одновременно – отличный шанс прикоснуться к истории.

 

Екатерина ДМИТРИЕВА, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter