Метаморфозы бытия
История могущественного искусителя Мефистофеля и падкого на жизненные соблазны Фауста — достаточно смелый для Большого театра репертуарный ход. Произведение Гуно хоть и является мировым оперным шедевром, однако в Минске его не видели уже почти три десятка лет. На сцене Большого «Фауста» ставили трижды — первая премьера прошла аж в 1928 (!) году. Это была постановка «прародителя» театра — Минского музыкального техникума, осуществленная под художественным руководством дирижера Аркадия Бессмертного и исполненная на белорусском языке. Второй раз опера появилась на афишах в 1950-м. Над ней работала легендарная Татьяна Коломийцева — единственная женщина-дирижер в БССР и одна из двух женщин-дирижеров в Советском Союзе. Режиссером постановки стал Владимир Шахрай. Третий раз труппа оживила «Фауста» в 1972 году силами дирижера Иосифа Абрамиса и режиссера Семена Штейна. Эта постановка продержалась в репертуаре до начала 1990-х.И вот — новое весьма эффектное в визуальном смысле (здесь делаем реверанс в сторону народного художника России Вячеслава Окунева) трехчасовое представление о противостоянии добра и зла. Режиссер-постановщик спектакля Анна Моторная призывает зрителей к диалогу, предлагая вместе с героями спектакля обсудить насущные нравственно-этические проблемы:
— История о докторе Фаусте заставляет размышлять о том, кто мы есть. Зачем мы здесь? Что стоит сделать для того, чтобы те, кто придет после нас, жили лучше? Ну или хотя бы задумались о том, что не стоит терять… История, которую мы намерены рассказать, с одной стороны, может быть названа абсолютно традиционной. С другой стороны — совершенно иллюзорной. С третьей — абсолютно фантасмагорической. Мы представим зрителю метаморфозу. «Фауст» — это иллюзия. «Фауст» — это то, что есть вокруг нас. Мефистофель — то, что есть везде. Каким образом мы выбираем между добром и злом? Наверное, в этом и есть суть происходящего.
Для именитого режиссера Моторной «Фауст» станет первой работой в качестве постановщика на исторической сцене Большого. До этого она почти десять лет проработала в музыкальном театре, где поставила несколько мюзиклов, сказок и оперетт (в том числе театральные хиты «Мистер Икс» и «Цыганский барон»). Оперный ландшафт музкомедии разнообразить тоже успела: сначала появился «Колокольчик, или Брачная ночь аптекаря», а годом позже «Паяцы» Руджеро Леонкавалло.
К новой для себя истории — доктора Фауста и Мефистофеля — Анна Моторная подошла осторожно. Ее вариант оперы достаточно точен и ни в чем не перечит оригинальной задумке.
— Что для нас биография Фауста? Когда-то давно существовали истории о докторе Фаусте. Возможно, реальном человеке, возможно — собирательном образе.
Но однажды появился Гете, и все легенды о Фаусте превратились в концепт — ту самую историю страшного грехопадения и искупления.
И никто на сегодня не написал ничего лучше. Позже господин Гуно создает оперу. После него эту историю использует множество композиторов, но превзойти Гуно еще никому не удалось.
Прочь из зоны комфорта
Вокальный состав новинки зрителей, уверены, тоже приятно удивит. За Мефистофеля споют два колоритных баса — заслуженный артист Андрей Валентий и его тезка, новичок оперной труппы Андрей Селютин. Два года назад он окончил академию музыки и тогда же был зачислен солистом в театр. Роль Мефистофеля — третья крупная работа Селютина после недавнего Галицкого в «Князе Игоре» и Дона Паскуале в одноименной опере. Литературный труд Гете, признается, перед началом работы не открывал, но зато посмотрел, как Мефистофеля интерпретировали артисты других театров, в частности Большого театра России и миланского «Ла Скала».— Однако отталкиваться, считаю, нужно прежде всего от своей природы и эмоций. О чем для меня эта история? О природе добра и зла прежде всего. Играть «злого дядьку», скажу честно, непросто: я совсем не такой. Именно поэтому эта роль интересна с актерской точки зрения. Все ли получится? Не знаю. Но кто не рискует, тому и шампанского не достанется, как мы помним, — отмечает Андрей Селютин.
А вот в роли Фауста режиссер Анна Моторная увидела сразу пять теноров. В их числе и Алексей Микутель, который из бессмертного творения Гете в эти дни успел извлечь новые мотивы:
— Прямо сейчас перечитываю и открываю в Фаусте качества, которых раньше не замечал. Правда, в жизни я совсем не похож на своего персонажа. Приходится нехотя, но все же выходить из зоны комфорта. Такие роли — это всегда развитие актерского мастерства, новый опыт. А без этого артисту никак.
Партию Маргариты разучивают три артистки: сопрано Татьяна Гаврилова, Марта Данусевич и Елена Золова.Дирижерские фигуры в команду «Фауста» тоже подобрались на редкость достойные. Дирижером-постановщиком спектакля стал Андрей Иванов. В один из премьерных вечеров также увидим за пультом Владимира Оводка.
leonovich@sb.by