
О чем спорят учителя?
Письмо на эту тему пришло недавно и от нашей читательницы Галины Сыроежкиной: «Я начинала работать с трех часов в неделю в 6-м классе, а теперь один час. Дошло до абсурда: родную страну изучаем всего час в неделю! Вы назовете другой школьный предмет, где можно обсудить демографическую ситуацию в стране, азы финансовой грамотности, фермерские хозяйства, агрогородки, мясо мраморное и халяль? Где при изучении любой темы можно проводить профориентацию: ПВТ, «Великий камень», «Бремино-Орша», музей-усадьба Ильи Репина «Здравнево», Руба, «Доломит»?» Об увеличении часов на географию говорят сегодня во многих странах — от США до России, причем акцент в зарубежных аудиториях делают именно на богатстве родной страны.
На сайте Национального института образования изучаем, сколько времени отведено на географию в каждом из классов. В 6 — 7-х — всего 35 часов в год, то есть по уроку в неделю. В 8-м классе чуть больше — 70 часов, или по 2 в неделю. Для 9-го класса 52 часа. Что же касается старшей школы, то на базовом уровне изучение этого предмета для 10-классников предусмотрено по 2 часа в неделю, а для 11-го класса — по одному. Да, говорят педагоги, новые учебники по географии красочные, вот только ученикам их освоить сложно, в том числе из-за темпов: в начале изучения предмета, к примеру, на климат — всего час или лишь по уроку на каждый из материков...
Современные школьники не любят географию, но новые программы и учебники должны это исправить.Что изменилось в программе?
У Петра Лопуха, главного научного сотрудника лаборатории математического и естественнонаучного образования Национального института образования и соавтора учебных пособий «География» для 7-х и 8-х классов и «Человек и мир» для 5-го класса, другое мнение. Часов на географию в 6 — 11-х классах стало даже больше, чем лет 10 назад, а часть материала по предмету осваивают еще в 5-м классе на уроках «Человек и мир». В 2015 году началось обновление учебных программ по всем предметам, в том числе и по географии. Их внедряют поэтапно, в этом учебном году по новой программе работают 9-классники. Содержание образования усовершенствовали, упростили и сделали материал более занимательным. И все же, убежден Петр Лопух, предмет «География» нельзя построить как комментарий к индивидуальным туристическим маршрутам:
— Современные дети путешествуют, в том числе за рубежом, гораздо активнее, чем их сверстники в Советском Союзе. Учитель имеет возможность опираться на полученные в поездках впечатления. Но построить изучение географии только на этом невозможно по многим причинам, в том числе научным, методическим, социальным и этическим. Наряду с удовлетворением индивидуальных познавательных интересов в области географии важной задачей изучения является усвоение учащимися основ географической науки, научных представлений об устройстве, функционировании географической оболочки Земли. И здесь нельзя обойтись без изучения соответствующей терминологии.
В итоге физическую и экономическую географию теперь изучают в разных классах. Ученики 6-х и 7-х классов осваивают более доступный для их возраста материал по физической географии и географии материков и океанов, а вопросы социально-экономической географии (политическая карта, население, хозяйство) — в программе у 8-классников. Семиклашки больше не изучают «новую глобальную тектонику», не обязательны для усвоения понятия «карст», «польдеры», «марши». Под сокращение попали и объекты географической номенклатуры, среди которых Верхоянский хребет, Месопотамская низменность, плато Патагония и многие другие. Только на уровне формирования представлений (этих тем не должно быть в проверочных и контрольных) в 6-м классе говорят о мелкомасштабных, среднемасштабных и крупномасштабных картах, континентальной и океанической земной коре, очаге и эпицентре землетрясений, низких, средних и высоких горах, старичных озерах, а в 7-м классе — об истории исследований материков и их особо охраняемых природных территориях. Из учебной программы исключены и некоторые практические работы, среди которых «Построение гипсометрического профиля», откорректирован и раздел «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся», что исключает возможность завышать требования к ученикам.

Что нового в учебниках?
Ольга Сарычева, заместитель начальника методического центра Национального института образования, соавтор учебных пособий «Человек и мир» для 5-го класса и «География» для 7-х и 8-х классов, подчеркивает: новые учебники отличаются большей доступностью изложения и ориентированы на практику, кроме того, в них много иллюстраций, которые помогают лучше понять материал.
— В ходе анкетирования около 70% учащихся 6-х и 7-х классов ответили, что им интересно изучать географию по новым учебным пособиям, а 90% педагогов отметили, что их достоинством является большое количество вопросов и заданий, которые учат применять географические знания в повседневной жизни. Например: «Представьте, что вашей семье необходимо выкопать на даче или в деревне колодец. В какое время года его удобнее копать и почему?» Кроме основных текстов, есть дополнительные, направленные на развитие интереса к учебному предмету. Скажем, из них можно узнать, что единого понятия «город» не существует. В некоторых странах к городам относят поселения с численностью от 1.000 человек, в США — 2.500, в Беларуси — 6.000, а в России — 12.000.
Все активнее внедряются в учебный процесс и технологии. В учебнике для 7-го класса рисунки «оживают» с помощью смартфона или планшета, в итоге можно увидеть природные процессы, за которыми не понаблюдаешь в реальной жизни: дрейф континентов и их частей, движение литосферных плит, формирование циклона. В 8-м классе есть возможность лицезреть технологические процессы основных производств вроде добычи нефти, производства стали или сборки автомобилей. А через QR-коды в учебных пособиях для 6-х и 9-х классов — перейти к дополнительным материалам на Национальном образовательном портале.
КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ УЧЕНИКОВ?
Учитель Копыльской средней школы № 2 им. Тишки Гартного Анатолий Сикорский — обладатель медали Франциска Скорины (уже более 30 его учеников связали свою жизнь именно с географией):

Анатолий Сикорский на одной из республиканских конференций предложил вместо некоторых сложных тем делать акцент на краеведении. Это куда эффективнее, особенно при изучении географии Беларуси, которая сейчас в 9-м классе: прошли тему промышленности — следующий урок на примере своих предприятий, топонимику — опять урок на примере своего района. Зааплодировали все коллеги. Педагог убежден: о любви к малой родине недостаточно лишь говорить, ее нужно воспитывать.
pasiyak@sb.by