История рассудит...

Европа вспоминает начало Второй мировой войны, белорусская делегация принимает участие в памятных мероприятиях

Европа вспоминает начало Второй мировой войны, белорусская делегация принимает участие в памятных мероприятиях


70 лет назад вермахт перешел границу Польши. В этот момент началась самая кровопролитная и разрушительная война в истории человечества. Тогда, конечно, никто еще не называл ее Второй мировой войной, зато часто можно было услышать выражение «странная война». Поколению политиков, находившихся в те времена у власти, увы, не хватило проницательности. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но, зная сегодня все перипетии довоенной дипломатии, кажется, что трагедии все–таки можно было избежать. Если бы на континенте вовремя распознали агрессора, если бы не шли ему на уступки и не заключали с ним договоров, а главное — не увиливали от создания системы коллективной европейской безопасности перед лицом угрозы со стороны Гитлера. Последнее — важный урок для тех, кто до сих пор не рассматривает Европу как единое целое...


Сегодня Польша, по которой пришелся первый удар, принимает руководителей европейских стран. В Гданьск, где проходят памятные мероприятия, должны съехаться около двух десятков глав государств и правительств. В том числе Сергей Сидорский.


Рабочий визит Премьер–министра рассчитан на два дня и имеет не только символическое, но и практическое значение. Сегодня он должен встретиться со своим польским коллегой Дональдом Туском. Главам правительств двух соседних государств, безусловно, есть что обсудить. Кроме того, на этот день у Сергея Сидорского запланированы переговоры с несколькими крупными бизнесменами.


2 сентября отведено под развитие региональных связей. Премьер–министр проведет рабочий завтрак с руководством Поморского воеводства и региональной экономической палаты Поморья.


...В Гданьск съезжаются потомки тех, кто воевал по обе стороны фронта. С одной стороны — Владимир Путин и Юлия Тимошенко, с другой — Ангела Меркель. Для германского канцлера приглашение, по ее собственным словам, стало «знаком примирения». Читая европейскую прессу накануне саммита, особенно восточноевропейскую, не всегда можно было понять, кто в конечном счете стал союзником Польши в той войне, а кто был противником. Поскольку газеты в основном пишут о претензиях поляков к СССР и его правопреемнице — России.


Само 1 сентября — это, наверное, самая однозначная дата в современной истории. Однако те события, которые предшествовали началу Второй мировой войны, и то, что за ней последовало, до сих пор оставляют немало вопросов.


На некоторые из них попытался ответить российский премьер–министр в своей публикации в польской «Газете выборчей».


«Без всяких сомнений можно с полным основанием осудить пакт Молотова — Риббентропа, — пишет Владимир Путин по поводу одной из самых распространенных претензий. — Любая форма сговора с нацистским режимом была неприемлема с моральной точки зрения». Однако он не согласен с теми, кто считает, что «единственным «спусковым крючком» Второй мировой войны стал советско–германский пакт о ненападении от 23 августа 1939 года».


«Народу России, судьбу которого исковеркал тоталитарный режим, также хорошо понятны обостренные чувства поляков, связанные с Катынью, где покоятся тысячи польских военнослужащих, — далее признается он. — Мемориалы «Катынь» и «Медное», как и трагическая судьба советских солдат, взятых в польский плен в ходе войны 1920 года, — должны стать символами общей скорби и взаимного прощения...»


Это сложные вопросы, и у поляков, безусловно, есть свои веские аргументы. Будем верить, что в споре, который продолжается вот уже 70 лет, когда–нибудь все–таки родится истина. Главное, не выплеснуть ребенка с мутной водой. Когда нацистский режим и СССР ставятся на одну доску, это оскорбляет память тех людей, которые погибли, освобождая Европу от «коричневой чумы».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter