История пишется делами людей

18 марта 1918 года в Витебске образована первая белорусская конвойная команда...

18 марта 1918 года в Витебске образована первая белорусская конвойная команда из 23 добровольцев, которая и стала прародительницей современных внутренних войск Беларуси. Впрочем, с тех пор название их менялось еще не раз, но неизменным оставалось мужество, с которым солдаты и офицеры выполняли поставленные перед ними задачи. Об истории красноречиво повествуют экспонаты Центрального музея внутренних войск.


Надпись на все времена


В июне 1941 года на стене Брестской крепости, где держал оборону 132–й отдельный батальон конвойных войск НКВД СССР, осталась надпись: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина! 20.VII.41».


В музее макет фрагмента той стены — напоминание о том, как в казематах крепости бойцы героически сражались практически целый месяц.


132–й отдельный батальон войск НКВД выполнял задачи по охране объектов и по конвоированию осужденных. За несколько дней до войны основные силы батальона выполняли боевую службу по конвоированию заключенных. Еще одна стрелковая рота осуществляла охрану тюрем. Так что в ночь с 21 на 22 июня 1941 года в расположении батальона находились около 90 военнослужащих. Они и приняли в числе первых бой с врагом. Бойцы сражались с фашистами яростно и упорно до последнего патрона и погибали героями.


Если в школьных учебниках по истории много рассказывается о подвиге Александра Матросова, который 27 февраля 1943 года закрыл собой амбразуру дзота, то на стенде, посвященном обороне Сталинграда, черным по белому написано, что одним из первых подобный героический поступок совершил Алексей Ващенко, уроженец Витебской области. Он закрыл амбразуру дзота при обороне Сталинграда почти на полгода раньше: 4 сентября 1942 года. Кстати, до Матросова на это решились еще двое военнослужащих внутренних войск.


Хранятся в музее за стеклом и фотографии немцев, шагающих по Москве. Не победителей, а пленных. Они запечатлены и на художественной имитации вида из московской квартиры: более 57 тысяч немецких солдат и офицеров конвоируют военнослужащие войск НКВД.


О Великой Отечественной войне безмолвно говорят находящиеся в экспозиции изувеченные каски, найденные в земле нагрудные знаки солдат. Что–то принесли выжившие в той страшной войне ветераны, что–то передали родственники военнослужащих.


По лесам и болотам


После освобождения Белоруссии от фашистов война для военнослужащих войск НКВД не закончилась: активно началась борьба с остатками разгромленных частей противника, бандформированиями и националистическим подпольем.


Бандиты обживали одиноко стоящие на окраине деревень и хуторов дома, под которыми создавали так называемые схроны (на снимке): под полом копали ход, ведущий в небольшую подземную комнату, где могло находиться человек пять. Подземный лаз мог проходить через колодец и далее на поверхность. Выход был замаскирован мхом, кустами или деревьями. Бандиты устраивали внезапные налеты, засады, нападали на мелкие воинские подразделения, запугивали мирных жителей, жгли дома, убивали активистов.


Не забыт подвиг ефрейтора Николая Захарова. 9 июля 1948 года группа военнослужащих преследовала одну из опаснейших бандеровских банд, действующую в Волковысском районе. В тот день погода была пасмурная, периодически моросил мелкий дождь. Бойцы шли по следам преступников. Захаров шел впереди и  бандитов увидел первым, стал стрелять, в неравном бою был смертельно ранен. Звуки выстрелов стали ориентиром для остальной группы это и помогло вовремя блокировать и уничтожить банду.


Эстафета без остановок


Стенд с раскрытой книгой и «вмонтированной» в ее страницы тротиловой шашкой рассказывает о войне в Закавказье. Рядом экспозиция, посвященная чернобыльской трагедии.


После распада СССР внутренние войска перешли под юрисдикцию МВД Беларуси, 43–я дивизия была преобразована во внутренние войска.


Сегодня, как и много лет назад, военнослужащие внутренних войск обеспечивают безопасность граждан, обезвреживают взрывоопасные предметы, конвоируют осужденных и лиц, содержащихся под стражей.


Ножи, заточки, кастеты и прочие колюще–режущие предметы — это тоже музейные экспонаты. Благодаря бдительности военнослужащих они оказались под музейным стеклом, а не стали орудием преступления.


История войск, отраженная в музейных экспозициях, продолжается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter