История, оживающая в руках человека, или Они воссоздают утраченное

По эскизам и проектам КУНПП “Витебскпроектреставрация” на Витебщине уже восстановлены десятки и сотни памятников истории и культуры. Старые здания, соборы и дворцы “заговорили” с современниками на понятном для каждого языке красоты. Но основная работа еще впереди. Предприятие “Витебскпроектреставрация” в январе отметило свое двадцатилетие. Его первым директором был Борис Владимирович ЛЯденко, ныне главный архитектор города Витебска. Сегодня руководит столь ответственным фронтом работы директор Татьяна Леонидовна КурЧик. Как никогда у витебских реставраторов непочатый край работы — предложения от заказчиков поступают едва ли не каждый день. Это понятно: у города с тысячелетней историей сохранилось немало домов-памятников, которые требуется привести в надлежащее состояние. А сколько еще полуразрушенных святынь в наших поселках и деревнях?! Много делается по возрождению культурно-исторического наследия и в древних Полоцке и Орше.
Визитная карточка КУНПП “Витебскпроектреставрация”:
Дата основания — январь 1987 года. Занимается изготовлением проектно-сметной документации по реставрации памятников истории и культуры Республики Беларусь, участвует в проектных конкурсах и тендерах, разрабатывает проектную документацию по реконструкции и новому строительству.
Предприятие является “прародителем” Благовещенской церкви в Витебске, музея М.Шагала, Воскресенской церкви, духовно-культурного центра на ул. Толстого, 15, фасадов зданий Витебского облисполкома, художественного музея, Свято-Успенского кафедрального собора, Ратуши в Витебске.

— На Витебщине можно создать свое “золотое кольцо” для туристов, — говорит Татьяна Леонидовна. — Недавно мы с представителями Витебской православной епархии объезжали объекты, которые предстоит реставрировать. После Кутеинского монастыря в Орше заехали в Смоляны. Там деревянная церковь захватывающего величия, высокая, а выстроена без единого гвоздя! Это — сказка! Огромные колонны выполнены из дерева, а акустика — шепотом скажешь, все слышно. Матушка Олимпия запела на итальянском. Так мы будто в оперном театре побывали.
— Татьяна Леонидовна, какие именно профессии сегодня особенно востребованы в сфере реставрации?
— Проектировщиков много, но для работы в реставрации нужны личности. У нас в Витебске 19 проектных организаций. Объектов хватает на всех, но специфика нашей работы — оставаться верным тому времени, с которым работаешь. У нас пять архитекторов, которые работают под руководством Константина Бражника. Этот одаренный грамотный архитектор проектирует самые сложные объекты. Вместе с ним получили сертификаты как научные руководители по памятникам архитектуры Лариса Рубченя и Наталья Вашекевич. Над проектами работают талантливые конструкторы, инженеры по коммуникациям и теплоснабжению, они тоже являются ценным звеном. Важно не только грамотно реставрировать объект, но и помочь архитектору сохранить дух эпохи, которая передала нынешнему поколению то или иное строение. Все исторические записки по объектам делает историк Инна Абрамова.
— Какие объекты сегодня в работе у ваших проектировщиков?
— Сейчас пришло время, когда заказчик требует выполнить проект в сжатые сроки. Но ведь памятники периода XII—XIV веков требуют тщательной и продолжительной работы. На стадии завершения строительный проект первоочередных работ в Спасо-Преображенской церкви Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке: будет отреставрирован фасад здания, заменены окна, двери, кровля, а купола и кресты будут покрыты золотом.
Проектируем дома культуры для агрогородков, которые сейчас активно реконструируются.
В Витебске идет реставрация Соляных складов XVIII века. Этот объект вместе с прилегающей территорией, которая будет напоминать подворье ремесленников, запланировано сдать к фестивалю “Славянский базар в Витебске”. Выполняется проектирование фасада, кровли, внутренних работ для станкоинструментального техникума. Это здание бывшего монастыря рядом с Успенским собором, который тоже восстанавливается по нашему проекту. Над Успенским собором работала вся организация под руководством главного архитектора Игоря Михайловича Ротько.
— Что ожидает фирму в связи с реализацией проекта регенерации исторической зоны Витебска?
— Все зависит от финансовых возможностей наших заказчиков. Большая часть памятников финансируется за счет республиканского и областного бюджетов, и только 10 процентов — за счет местного или собственных средств юридических лиц. В проекте регенерации исторического центра речь идет об улицах Суворова, Ленина, Толстого. Часть строений принадлежит банковским организациям, СООО “Марко”. Мы работаем с коэффициентами Министерства архитектуры и строительства: памятники, которые финансируются из госбюджета, получат льготы, может быть, это будет способствовать реставрации. Права местным Советам даны большие, а наша организация находится в областной коммунальной собственности.
Я выросла в центре Витебска, помню, как по улице Ленина ходил трамвай, стояли храмы, которые позже взрывали. Как только восстановят Воскресенскую церковь, улицы в этом районе планируется сделать пешеходными. Очень хочется увидеть свой город в прежнем архитектурном убранстве.
— Татьяна Леонидовна, часто приходится сталкиваться с непониманием заказчика, что памятники нельзя переделывать?
— Конечно, мы стараемся внутреннюю отделку провести хорошими строительными материалами. Прежде чем реставрировать, проводим химический анализ красок. Готовим для строителей рекомендации, какими красками, в какой период и при какой температуре можно работать. Главный архитектор проекта в процессе строительных работ контролирует качество исполнения проектных решений.
— Что для вас восстанавливать святыни?
— Это очень интересная работа. Мне нравится ретродизайн, когда наши архитекторы до мельчайших подробностей выписывают все детали и окон, и дверей. История 1000-летнего города должна жить на наших улицах.
— У вас есть свой любимый уголок древнего города?
— Их много. Покровская церковь, Свято-Успенский собор, набережная Витьбы у Белорусского театра “Лялька” и памятника Пушкину. Я с удовольствием бываю в монастыре в Полоцке. Если пройти в их сад, чистый и по осени весь усыпанный яблоками, то как будто в рай попадаешь.
— Если бы камни могли говорить... Как вы думаете, о чем бы они нам поведали?
— Наверное, о своей благодарности ныне живущим. За то, что они не поросли мхом, что наше поколение их бережет, что они не забыты.

  ГИП-координатор

Главный инженер проекта (ГИП) Галина Круглова работает в организации с момента ее основания. Большой энтузиаст своего дела. О первых годах работы вспоминает так:
— Здесь собирались любители старины, и все учились друг у друга. Было дружно и весело.
На ее плечах лежит координация всей работы по проектированию. Она умеет согласовать идеи и конструкторов, и инженеров-теплотехников, электриков, сантехников. Главный принцип — безопасность, прочность, надежность.
В детстве мечтала стать археологом. Училась в Новополоцком политехническом институте. Была конструктором по восстановлению храмов Витебска и области. Говорит, все святыни для нее одинаково дороги, но Благовещенский собор — вне конкуренции. К предметам старины глубокой относится с особым трепетом. Считает, что каждый памятник имеет свой характер и дух.
Увы, многие секреты возведения древних конструкций зданий утеряны, и инженерам-конструкторам приходится искать сложнейшие решения по возведению сводов, арок, колоколен. Руководитель группы Галина Антипенко, инженеры Маргарита Наркевич и Игорь Магилив порой собираются на “консилиум”, прежде чем принять какое-либо решение.

Константин БРАЖНИК:

С годами приходит чувство ответственности

Окончил Днепропетровский инженерно-строительный институт. Реставрационными работами занимается 16 лет. Научный руководитель ряда объектов. Имеет сертификат Управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Республики Беларусь. К своим работам относится критически. Удачными проектами считает реставрацию церкви Рождества Богородицы в Глубоком (ХVII век), усадьбы в деревне Дивное Шарковщинского района, здания Белорусского театра “Лялька”, учебного корпуса Витебского госуниверситета на ул. Суворова (ХIХ век), Соляных складов в Витебске (XVIII век), здания железнодорожного вокзала в Бигосово Верхнедвинского района.
Кстати, вокзал в Бигосово занял второе место в республиканском конкурсе по применению отделочных материалов.
В этом году приступает к проекту восстановления Кутеинского монастыря в Орше. Считает, что на архитекторах-реставраторах лежит ответственность за сохранение национального достояния.

Лариса РУБЧЕНЯ:

Смысл поиска — в аутентичности

В коллективе Витебскпроектреставрации — с первых дней создания организации. Окончила Белорусский политехнический институт. Научный руководитель ряда объектов. Имеет сертификат Управления по охране историко-культурного наследия и реставрации. Участвовала в работе над первыми проектами по реставрации Покровского храма и костела святой Варвары в Витебске. Считает, что главная задача архитектора-реставратора — не воплощение своих личных замыслов, а сохранение аутентичности объекта. Работала под руководством Игоря Ротько, о котором как о наставнике вспоминает с особой благодарностью. Лариса Рубченя является автором проектов реставрации главного здания Витебской ветеринарной академии — бывшее здание поземельно-крестьянского банка начала ХХ века (архитектурный аналог есть только в Могилеве), здания Витебского станкоинструментального техникума (бывший базильянский монастырь ХVIII века), здания “Союзпечати” в Лепеле, районного Дома культуры по ул.Энгельса в Витебске.

Наталья ВАШКЕВИЧ:

Городская застройка — моя специализация

О реставрационной работе мечтала со студенческой скамьи. На архитектурном факультете БПИ во время ее учебы открыли новую специализацию — реставрация. В студенческом стройотряде работала в Мстиславле над восстановлением костела кармелитов. Вместе с археологами изучала специфику своей будущей работы. После стройотряда половина курса подалась в реставраторы. Наталья по распределению вернулась в родной Витебск. Говорит, что в новом строительстве работать не смогла бы, это не ее. Увидит, как разрушается стена или кирпич, — душа плачет. Сейчас она занята корректурой реставрации иезуитского коллегиума в Орше. Хотя считает, что старая городская застройка — это ее стезя. Готовила к реставрации дома на улице Буденного, Комсомольской, Ленина в Витебске. Научный руководитель ряда объектов. Имеет сертификат.

Приглашаем к сотрудничеству: Витебск, ул. Ленина, 33.
Тел/факс 37-05-77,
бухгалтерия — 37-39-91.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter