Почему о молодых лейтенантах на знаменитой картине ничего не было известно?

История одной картины

Чтобы стать известным, нужно сделать что–то выдающееся. Тогда про этот случай напишут газеты, расскажут на радио, покажут по ТВ. Однако новости — товар скоропортящийся. Есть вероятность, что через пару лет почти никто и не вспомнит о событии, в свое время всколыхнувшем общество. Но есть вид искусства, который запечатлевает людей на века, — живопись. Картина, написанная художником и оцененная по достоинству профессионалами, становится художественной ценностью. Ее будут хранить, беречь, передавать по наследству и показывать за деньги. А те, кто на ней изображен, навсегда войдут в историю. Так случилось с пятью юношами, старшими лейтенантами, сотрудниками ГАИ Минска, которые в 70–е годы прошлого века случайным образом попали на полотно Натана Воронова — известного белорусского художника. Но эта случайность навсегда вписала их имена в летопись белорусского искусства и, будем верить, благодаря нашему материалу в историю белорусской милиции.


Картину Натана Воронова «На линии» 1972 года,
 на которой изображены пятеро инспекторов ГАИ, увидели тысячи человек.
Фото  Виталия  ГИЛЯ.

Цвет и тени


Кто же такой Натан Воронов и о какой картине идет речь? На этой неделе в Национальном художественном музее завершилась его выставка «Свет и воздух». Экспозицию торжественно открыли в октябре. В присутствии нескольких десятков родственников, друзей, знакомых, учеников знаменитого мастера говорили о значимости его творчества для всей белорусской культуры. В этом году художнику исполнилось бы сто лет. Вкратце его биография выглядит так: советский живописец, участник Великой Отечественной войны, заслуженный деятель искусств БССР, доцент кафедры рисунка и живописи Белорусского государственного театрально–художественного института. Но знаменит он не только этим, а своим уникальным даром видеть полноту цвета, казалось бы, в обычных вещах. «Однажды погруженный в мир полной темноты и чудом вернувшийся из него — во время войны близкий разрыв вражеской мины на время лишил его зрения, — Натан Моисеевич на протяжении всей жизни воспевал красоту мира вещественного, озаренного многообразием цвета», — об этой особой манере письма Наталья Селицкая, автор книги о мастере, может говорить бесконечно.

«На линии»


Выставка проходила не впервые, эти картины выставлялись регулярно. В этот раз в центральной галерее, которая встречает всех посетителей музея буквально с порога, разместили более 50 произведений, написанных в 1940 — 1970–х годах. Среди ярких картин, недалеко от «Шахтостроителей Беларуси» разместилось полотно «На линии». На нем изображены пятеро молодых людей, сотрудники Минской ГАИ в 1972 году. Кто они и почему художник написал именно их? С этими вопросами мы отправились в музейную библиотеку.

Петр Емельянович не чувствует себя знаменитым, но все равно гордится тем, что именно его вместе с коллегами решил изобразить художник.
Фото Павла ЧУЙКО.

Оказалось, историей этой картины, как и большинства других, в музее уже занимались. Имена героев полотна автор указал в названии: Федор Груша, Николай Сушко, Петр Огородников, Николай Шемет, Леонид Красник. Все — старшие лейтенанты. Около 10 лет назад, рассказывает Ольга Архипова, ведущий научный сотрудник отдела современного белорусского искусства, удалось найти контакты всех этих людей. Их приглашали на выставку, но прийти получилось лишь у одного. Нашли и этюд картины. Фон, на котором стоят милиционеры, художник нарисовал отдельно. Он также хранится в музее, как и портреты всех пятерых молодых людей. Открываем каталоги, и оказывается, что впервые картина была представлена в 1972 году на выставке, посвященной 55–летию советской милиции. Сначала ее показали у нас, в Минске. А после отправили в Москву на всесоюзную выставку «Всегда начеку». Она понравилась московскому руководству, и ее еще не раз забирали на другие юбилейные, тематические выставки. Картину увидели тысячи человек.

Встреча через 45 лет


К сожалению, нам не удалось найти всех изображенных на полотне сотрудников ГАИ. Кого–то уже нет в живых, кто–то уехал в другой город. Но с одним героем мы встретились прямо в музее. Петр Огородников пришел на встречу подготовленный, со всем документами, медалями и грамотами. Капитан милиции уже на пенсии, ему без малого 70 лет. Улыбаясь, ветеран подходит к картине и начинает рассказывать, кто есть кто. Все изображенные на картине офицеры были хорошо знакомы между собой: служили в одном батальоне, но в разных взводах. «Леня Красник старшиной был. Из Серебрянки он, а сейчас живет в Малиновке. А вот Федор Федорович Груша. Он у нас самый заводной был, тот еще остряк. А с Колей мы в одном взводе работали на одном мотоцикле, посменно», — Огородников недоумевает, почему никто из них ни разу не пришел ни на одну из выставок. А ведь их приглашали! Правда, не сразу, лет через 10. «Почему выбрали нас? Не знаю, мы все одинаковые были. Пришли, сказали: ты поедешь. К художнику мы ездили недели три. Позировали по 2 — 3 часа: стоя, сидя, анфас, профиль», — вспоминает Петр Емельянович.

У ветерана — десятки почетных грамот и медалей за доблестную службу.
Фото Павла ЧУЙКО.

Петр пришел в милицию после армии. Выбрал эту профессию потому, что ненавидел пьяниц. Искренне считал, что пьяных людей просто не должно быть на улицах. И сразу в 1969 году его определили в мотбат. Зарплата не очень высокая, зато работа чрезвычайно интересная: «У нас было много задач. Кроме того что нужно было следить за дорожным движением и наказывать нарушителей, мы, например, развозили пьяниц по вытрезвителям. А по праздникам — просто по домам. Был случай, однажды привезли одного такого клиента, а жена его на порог так и не пустила. Отругала нас и приказала везти в вытрезвитель».

На центральном перекрестке


Огородников говорит, что советская милиция была эталонной: «К взяткам у нас вообще было отношение непримиримое. Один наш товарищ взял взятку в 50 копеек. Это ничтожно малые деньги на то время. Его уволили через два дня». А взятки предлагали часто. В то время за 3 — 4 случая превышения скорости в течение года водителя отправляли на пересдачу. Этого никому не хотелось, поэтому нарушители выкручивались как могли. Но Огородников всегда жил по принципу: живешь честно — спишь спокойно. И несмотря на невысокую зарплату в 40 рублей, служил по совести. Бывали и погони за лихачами, и пьяных водителей приходилось из машин вытаскивать, и знаменитых людей подшофе за рулем видеть. А еще задерживать преступника буквально голыми руками. Линия патрулирования Огородникова проходила по проспекту Ленина и пересекала Парковую магистраль. Однажды психически нездоровый человек около ГУМа в туалете напал на гражданку. «Мне об этом прохожие рассказали. Забегаю туда, а у него в руках ножницы большие. Я его скрутил на месте и завез в отделение».

По маршруту Огородникова ездило высокое начальство. Самый центр города, главный перекресток. Они с коллегами знали не только по номерам, но и по звуку весь автопарк ЦК и Совета Министров. Выучили и распорядок их дня, и даже привычки. Вот, например, Александр Аксенов, председатель Совета Министров БССР с 1978 по 1983 год, после окончания рабочего дня всегда допоздна задерживался и играл в шахматы. Больше, говорит Огородников, никто так поздно не ездил. 

После ГАИ Огородников ушел работать участковым. Работа нравилась, но через пару лет снова позвали в автоинспекцию и он согласился. В 45 лет вышел на пенсию. Предлагали остаться, но нужно было ухаживать за больной матерью. От работы пришлось отказаться. Ушел в звании капитана и с огромной папкой благодарностей за безупречную службу, медалей и грамот. Все они греют душу и напоминают о том, что все было сделано правильно: по чести.

isaenok@sb.by

Автор благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников Национального художественного музея.

Советская Белоруссия № 227 (25109). Пятница, 25 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter