Университетский городок БГУ стал первой крупной стройкой в межвоенном Минске

История одного городка

Удивительно, как много историй о прошлом города может рассказать его архитектура. Университетский городок БГУ не исключение. Он стал отличным подарком к 10-летию вуза. Язеп Кореневский, в то время ректор университета, говорил: «Новые корпуса построены по последнему слову науки и техники». А в главном даже была предусмотрена площадка для отдыха студентов прямо на плоской асфальтированной крыше. Подробности о первой крупной стройке в межвоенном Минске в нашей рубрике «100 лет БГУ. Вспоминаем — гордимся».

В главном аудиторном корпусе БГУ был актовый зал на 1000 человек, а на цокольном этаже – интернат для студентов.

Всесоюзный конкурс

Уже с первых лет существования БГУ стало понятно: дореволюционные здания, переданные университету летом 1921-го, не смогут вмещать всех студентов. Вуз быстро развивался. И в феврале 1927-го во многом благодаря настойчивости первого ректора Владимира Пичеты правительство принимает решение о строительстве отдельного университетского городка. Место определено в районе улиц Советской, Ленинградской, Бобруйской и нескольких переулков — здесь было много частных домов, которые подлежали сносу… А подготовить проект приглашают архитекторов Ивана Запорожца и Георгия Лаврова, в то время оба работали в Москве. 

Строительством городка БГУ руководил Г.Л. Лавров (второй справа).

— Этот комплекс становится первой крупной стройкой в межвоенном Минске, — знакомлюсь с заведующей музеем истории БГУ Эммой Малиновской. — В основе композиции — павильонный принцип: для разных факультетов — отдельные корпуса. 

В Национальном архиве Республики Беларусь нахожу переписку с архитекторами, документы со справочными ценами на рабочую силу и стройматериалы… А главное, описание проектов химического, биологического (позже называется медицинским), анатомического корпусов со всеми лабораториями и музеями, а в корпусе природоведческих наук — даже с зимним садом... Архитектурная планировка помещений выполнялась с учетом предложений деканов и завкафедрой факультетов. 

Университетский дворик в 1930-е.

Всего же в первоначальных планах было строительство более десятка зданий. В том числе общежития и корпус для внешкольной жизни студентов, государственная библиотека, дома с квартирами для преподавателей и других сотрудников, хозпостройки (конюшня, гараж, сараи), прачечная, баня, оранжерея для тропических растений, каменная башня для рефлектора с вращающимся куполом… К сожалению, в жизнь удалось воплотить не все задуманное. 

— А самым большим, конечно, планировался главный аудиторный корпус, — продолжает Эмма Леонидовна. 

Интересно, что еще в 1926-м был объявлен Всесоюзный архитектурный конкурс на проект университетского городка. Работу, получившую 3-ю премию, и взяли за основу для строительства главного здания… Почему? Историк предполагает: в то время нередко приходилось отдавать предпочтение более дешевым решениям.

Строительство университетского городка БГУ.

По последнему слову техники

Начало строительства приурочили к 10-й годовщине Октябрьской революции. Накануне газета «Звязда» сообщала: 


«Урачыстая закладка гарадка адбу­дзецца 6-га лiстапада ў прысутнасьцi прадстаўнiкоў савецкiх, грамадзкiх i прафэсыянальных арганiзацый. Для падрыхтоўкi месца закладкi арганiзуецца камсамольскi суботнiк. Камсамольцы i студэнцтва к гэтаму часу зробяць расплянаванне мясцовасьцi, а таксама выкарчоўку дрэў, якiя растуць на гэтым пляцы…» 

Деньги на строительство, к слову, выделялись немаленькие — 6,4 миллиона рублей. И уже в ноябре ­1928-го на заседании правления университета Лавров докладывал о ходе дел. Одновременно возводились пять зданий: четыре учебных корпуса и главный аудиторный… В 1929—1930 годах они сдаются в эксплуатацию. 

Строительство университетского городка БГУ.

«Вялiкая тэрыторыя гарадку, акружаная па свайму пэрымэтру вучэбнымi корпусамi, робiць прыемнае ўражаньне стройнай выразнасьцю i пропорцыяй проставугольных лiнiй i мас, уласьцiвых сучаснай пролетарскай архiтэктуры, утвараючы ў генэральнай плянiроўцы выразны проставугольнiк, на якiм рысуюцца будучыя контуры зялёных насаджэньняў», — читаю слова Георгия Лаврентьевича в издании, посвященном 10-летию БГУ.

Там же и мнение Язепа Кореневского, который в октябре 1929-го сменил на должности ректора Владимира Пичету:
«Будынкi ўнiвэрсытэцкага гарадку пабудаваны па апошняму слову навукi i тэхнiкi. Апрача свае грандыёзнасьцi яны прыметны аграмаднымi выгодамi: вялiкiя, сьветлыя i прасторныя салi, аўдыторыi, чытальнi, габiнэты, корыдоры. Маецца магутнае цэнтральнае ацяпленьне, электрычная вэнтыляцыя, надзвычайна добрыя лябораторыi i г. д.».
В центре внутреннего дворика БГУ был фонтан.

Факты на карте

Чтобы погрузиться в атмосферу того времени, вместе с экскурсоводом музея истории БГУ Дарьей Пригодич идем во внутренний дворик университета. 

— В 1930-х тут были разбиты клумбы, организованы места для отдыха студентов и преподавателей. Планировалось высадить около тысячи деревьев, — рассказывает Дарья. — А еще был оборудован фонтан — один из четырех в межвоенном Минске. Сначала довольно скромный. Но чуть позже в центре появилась целая скульптурная композиция — группа детей, играющих в мяч. Фонтан работал и после войны. Его снесли во время строительства Минского метрополитена (станция «Пл. Ленина» расположена аккурат под университетским двориком), да так и не восстановили. 
А вот в некоторых из первых корпусов университетского городка до сих пор занимаются студенты. Например, в бывшем здании химфака сейчас НИИ ядерных проблем БГУ (ул. Бобруйская, 11). Расположенный рядом геофак занимает бывший природоведческий корпус… 
Химфак БГУ в 1936 г. (ныне — НИИ ядерных проблем).

Спрашиваю, что стало с главным аудиторным.

— Он также частично сохранился — спрятан за современным фасадом ­БГПУ им. М. Танка, — интригует экскурсовод. — Дело в том, что, помимо правления БГУ, деканатов, актового зала, интерната для студентов и т.д., в нем размещались аудитории факультета права и хозяйства, а также педагогического факультета. Последнему, когда он был преобразован в пединститут, и досталось здание. Правда, в июне 1941-го в него попала немецкая бомба. Но в 1950-х корпус реконструировали. Только без левого крыла, сейчас на его месте — проспект Независимости. А БГУ в 1961-м получил новый главный корпус.
Первоначально планировалось, что в состав университетского городка войдут также клиники медицинского факультета БГУ и государственная библиотека. Однако по решению правительства ­БССР этим объектам был дан особый статус. Их построили отдельно.
В музее рассказывают и о судьбе других зданий, которые принадлежали университету в межвоенное время. Пытаюсь представить их на современной карте города. И с интересом узнаю, что в вузе как раз идет работа над составлением интерактивной карты с информацией даже о тех домах, которые не сохранились, но имели отношение к истории БГУ. Один из участников проекта — студент истфака Юрий Тамкович делится любопытными фактами:

— Например, знали ли вы, что на месте жилого дома по ул. Кирова, 23 в 1922—1930 годах находился… анатомический театр университета? А студенты медицинского и педагогического факультетов занимались в здании бывшего духовного училища, на месте которого сегодня располагается штаб Во­оруженных Сил Беларуси?

Это было время, когда история БГУ только начиналась. Впереди у вуза еще много важных событий и достижений. Вспоминаем — гордимся!

ИНТЕРЕСНО

Одно из старейших зданий во внутреннем дворике БГУ — двухэтажное, из красного кирпича — построено в 1925 году. С 1931-го в нем занимались студенты физмата, потом — физического факультета. А после реставрации, которая завершилась в 1998-м, здесь разместился ректорат университета. 

dekola@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter