История на обед

Есть вещи, которые удивляют даже тогда, когда тебе кажется, что ты перестал удивляться. Напрасно казалось. Недавно меня удивила мама, которая категорически отказалась идти обедать в одно гомельское кафе с тематическими советскими интерьерами. Подруги ее поддержали: не хотим, мол, идти в место, где издеваются над нашей советской историей. Тогда я и поняла, что разница в поколениях есть, и она проходит по нашей семье.

Мама и ее подруги (когда–то нерядовые члены КПСС) не могут равнодушно смотреть на официантку в пионерской форме и с пионерским галстуком: для них это кощунство и надругательство. Не смешно, и макароны по–флотски не лезут в рот, и «Селедка под шубой» не радует. Тем более что каждая из них за жизнь столько этих селедок в «шубы» нарядила, что любому шеф–повару заведения с «советской» тематикой фору даст.

Для меня официанты в пионерской форме — просто кич и попытка выделиться на фоне других заведений общественного питания (здесь это выражение кажется мне вполне подходящим): в конкурентной борьбе все средства хороши, кроме скучных. И тут уж каждый старается кто во что горазд: и зал тебе имени любимых советских кинофильмов, и официантки в пионерских галстуках, и пельмени «Антикоммунистические» (как во вроцлавском кафе «Конспира»). Меня это не задевает, маму и подруг — режет по живому. Я говорю, что они отстали от времени: что если в заведении подают «Антикоммунистические» пельмени, то это просто маркетинговый ход, и, как показывает выручка, верный: люди идут, пельмени (от соседних заведений отличающиеся только названием) поедаются, слава — и пельменей, и заведения — выходит за пределы не только Вроцлава, но и Польши. Мои стойкие и несломленные взрослые подруги не согласны: называют меня циником, родства не помнящим. А я говорю, что цинизм мой — если все–таки согласиться, что это цинизм, — тоже ведь из советского детства родом. Вот была у меня история со школьной серебряной медалью. Меня и еще двоих одноклассников чуть было не лишили этих самых медалей только за то, что на комсомольском собрании мы не захотели принять предложенную кандидатуру секретаря комитета комсомола школы без обсуждения. Захотели, чтобы кандидатур было несколько, а мы бы их обсудили и проголосовали. Ветры перестройки, понимаете, принесли и в нашу глубинку свежее дыхание. В общем, из–за плохого поведения медали нам на выпускном не вручили. Но скандал, видно, вышел серьезный: лишить лучшую в городе школу сразу трех медалистов! Поэтому «серебряные» аттестаты нам втихаря через несколько дней все–таки дали, а вот саму серебряную медаль мне удалось получить только лет через десять после выпуска. Эта ли история причиной моему «цинизму»? Не думаю. Как бы то ни было, для меня советское прошлое — со всеми его радостями (многочисленными) и горестями (их у меня было не слишком много, все–таки СССР — это детство, а со временем мы его — и детство, и соответственно СССР — начинаем идеализировать) — прошло. Закончилось. Антураж для продажи пельменей? Да ради бога. Важно, чтобы пельмени были качественными.

В Китае есть кафе с темой культурной революции и грозными хунвейбинами в роли официантов. Народ валом валит. Но, конечно, не тот народ, который культурную революцию пережил, а тот, которому важен антураж. Иностранцы такие места просто обожают. Бар в бомбоубежище и голос Мао по телефону? О! Кстати, тема товарища Мао и хунвейбинов активно эксплуатируется в сети московских ресторанов «Китайская грамота» (впервые за четыре года после отъезда из Пекина я поела хорошей китайской еды). И никого, кажется, не оскорбляет.

Или другая московская сеть — «Легендарное кафе Вареничная № 1». Там все как положено: и салат «Мимоза», и «Селедка под шубой», и два десятка разновидностей пельменей (они здесь варениками называются). Интерьер — подчеркнуто советский: с клетчатыми скатертями, пузатыми чайниками в горошек и компотом из граненых стаканов. Народу всегда много, цены для Москвы умеренные (особенно если в обеденное время), музыка советская. Официантов в пионерских галстуках нет, автоматы с газировкой и обклеенные газетой «Правда» стены есть. Газеты на стенах, кстати, были одним из главных аргументов, почему мама с подругами не захотели идти в «тематическое» кафе. В глубине души я порадовалась тому, что осталось еще поколение, относящееся к печатному слову не просто всерьез, а даже с некоторым трепетом. Среди моих ровесников («Циники вы все, циники!») таких людей куда меньше, а среди молодежи, думаю, и вовсе нет. Плохо ли это? Не знаю. Пугает ли? Нисколько. Мир изменился.

Мне кажется, что когда история становится интерьером кафе, это говорит о том, что мы ее преодолели. Или твердо встали на путь преодоления, если уж говорить в терминах эпохи. Удается (и дается), конечно, не всем. Я не осуждаю тех, кто не может принять славные победы социализма (вот сейчас без цинизма и без иронии: победы ведь действительно были, и действительно славные) в качестве фона для застолья. Я просто отвела маму и ее подруг в другой ресторан: их сейчас много. Но знаю, что, когда в следующий раз поеду в Москву, с удовольствием пойду и в «Вареничную № 1», и даже в «Китайскую грамоту» с хунвейбинами: исключительно из–за еды. Как и многим другим родом из СССР, мне кажется, что тогда все было вкуснее. Или это и есть ностальгия?

sbchina@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Светлана
Я прожила в Советском Союзе всего лишь половину своей на сегодняшний день жизни, но понимаю, Инесса, чувства Вашей матери и её подруг. Для меня тоже есть граница между стилизацией и просто кичем. Все эти маркетинговые ходы в большинстве случаев не несут никакой смысловой нагрузки - только меркантильный интерес. Даже ради хорошей кухни не пойду туда, где меня не будут удовлетворять интерьерные решения пусть даже самые популярные.
История, на мой взгляд, не должна превращаться в дешёвые декорации под меню. Иначе мы со временем всё превратим в "блюда" и не заметим, как наша история "переварится", словно в желудках, в сознании будущих поколений и будет выброшена как отработанный "продукт" (уж извините за не совсем эстетичный образ). Нет, я этого не приемлю. И в данном случае остаюсь на стороне поколения Вашей мамы.
Петр,пенсионер
Во многих странах мира,особенно в Европе,очень многие кафе,рестораны используют в своих интерьерах историческую тематику,или народные промыслы,все очень красиво и меню составляется соответствующее.Главное,чтобы было вкусно и не очень дорого,а ходить или нет в такие заведения - это выбор каждого из нас.
Светлана
Я прожила в Советском Союзе всего лишь половину своей на сегодняшний день жизни, но понимаю, Инесса, чувства Вашей матери и её подруг. Для меня тоже есть граница между стилизацией и просто кичем. Все эти маркетинговые ходы в большинстве случаев не несут никакой смысловой нагрузки - только меркантильный интерес. Даже ради хорошей кухни не пойду туда, где меня не будут удовлетворять интерьерные решения пусть даже самые популярные.
История, на мой взгляд, не должна превращаться в дешёвые декорации под меню. Иначе мы со временем всё превратим в "блюда" и не заметим, как наша история "переварится", словно в желудках, в сознании будущих поколений и будет выброшена как отработанный "продукт" (уж извините за не совсем эстетичный образ). Нет, я этого не приемлю. И в данном случае остаюсь на стороне поколения Вашей мамы.
Иван г.Кричев
Но так же историю не нужно превращать в культ,даже если это все декорации. Что было то прошло и уже не вернется
назад.
Александр,Карелия
Мне трудно согласиться с автором, Автор говорит, что это всё ерунда, антураж для привлечения посетителей лишь бы хорошо кормили.
Тогда надо говорить о том, что такое цинизм, что такое моральные ценности, можно ли одним насмехаться над тем, что для других является ценностью или можно всё лишь бы попёр клиент?
Тогда можно открыть кафе в стиле эсэсовского бункера по мотивам  Штирлица, пусть официанты нарядятся в форму   СС, стены украсят портретами Гитлера и свастикой.
А можно в стиле монастыря пусть официанты одетые, как "весёлые" монашки разносят еду, а у шеста монашка покажет , что у неё находится под чёрной сутаной.
Если нельзя карикатурно скопировать деятельность  своего правительства, то можно населить кафе персонажами соседних государств. Представляете кафе "Госдума" или "Верховная рада", прикольно,не правда ли?
АЮВ
У нас непредсказуемая история. Потому возмущаться, восхищаться или относиться к ней толерантно каждый решает для себя сам. Взять того же Сталина И.В. То он гений всех времен и народов, потом - величайший преступник, сейчас - крупный советский политический деятель. И таких примеров масса. И Колчак уже не тот Колчак. А, как оказывается, патриот России. Про крупного реформатора Столыпина уже и не говорю. Только не знаю куда деть "столыпинский галстук". А может и не было этих галстуков? Не знаю. Вот не знаю и всё. Завтра всё может оказаться совсем не так, как нам рассказывали вчера.  
Светлана
АЮВ,
я согласна с Вашими рассуждениями, меня тоже порой коробят эти "кульбиты" в оценках исторический событий и личностей. Но если история такая уж неоднозначная в своём понимании, то стоит ли её использовать в качестве различных маркетинговых приёмов? Я воспринимаю историю любого государства как судьбу человека, как его жизненный путь, а он не бывает однозначно хорошим или однозначно плохим. Представьте, что кто-то выбирает из нашей жизни те факты, которые ему нужны, и использует их в своих целях? Неприятно и противозаконно, в первую очередь, с моральной точки зрения. Вот так и с историей любого государства. К ней надо относиться, как к архивному документу, который тщательно изучается и бережно хранится, чтобы было что изучать. Историю, как и жизнь человека, не перепишешь. Рано или поздно всё становится на свои места. А ещё я считаю, что над историей государств не властны простые смертные, поэтому не нам её "корректировать" или  использовать в качестве коллажа для своих меркантильных интересов.
АЮВ
Светлана, Светлана! Копание в истории это прерогатива только русской нации. Никто не лезет в Англии копаться в Трафальгатской битве. Как написали, так и почитают. Так Нельсона и чтут. Не разбирают его, возможных??, ошибок. И скольких жертв можно было избежать, поступи он иначе. Кто в Европе копается в битве при Ватерлоо? А там сражалось половина стран Европы. Только мы перебираем мертвые косточки Наполеона Бонапарта. А вот если бы Александр-I так, а если бы эдак. Следствие закончено, забудьте. Неа... Мы ещё опричину вспомним. Это благо или нет. Это была вынужденная мера Ивана Грозного, ради создания государства Российского, или людоедская прихоть маньяка? Думаете историки договорятся? Уверен - нет. И опять будем писать истории и переписывать. Короче: "Таскать нам, не перетаскать."
мнение
А в последнее время переписыванием истории ещё занялась Украина. И те только переписыванием, но и сочинением собственного варианта. Встревать в такие судьбоносные явления чревато. И ведь не боятся.
И насчёт обсуждаемой темы. Все эти декорируемые под историю учреждения общепита - не что иное, как приём дискредитации отдельных страниц истории, причём используемых в нужное кому-то время и в доступной широким массам форме. Считаю это либо проявлением невысокой нравственной культуры, либо выполнением чьего-то заказа. Ни эстетической, ни познавательной функции подобные заведения, с моей точки зрения, не несут.
Валентина, 99
Я моложе вашей мамы, но официанты в пионерской форме это дешево и неприятно! Я серьезно относилась к пионерскому галстуку "он ведь с нашим знаменем цвета одного"! И на официантах я не хочу видеть форму  хоть пионерскую хоть красноармейскую! У них своя есть спецодежда! И не надо нас сравнивать с поляками или китайцами. Давайте мы будем сами по себе!
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?