На аркаде стадиона «Динамо» стали появляться трещины: что это значит?

История на изломе

Вокруг минского стадиона «Динамо» давно не утихают страсти. И отнюдь не спортивные. Казалось бы, завершенный вид реставрируемый объект обретет лишь в конце этого года. Однако неравнодушные минчане уже сейчас выказывают опасения: на аркаде объекта стали появляться трещины. Выдержат ли его стены новый купол? Ответ на этот вопрос искала корреспондент «Р».

Время оставляет следы

С Дмитрием Балашом встречаемся недалеко от грандиозной стройки. Причина — глубокие трещины, прорезывающие внешний периметр аркады стадиона. Ими Дмитрий «любуется» каждый день во время пробежки и уже насчитал их около четырех десятков. И всякий раз задается вопросом: изломы на исторических стенах появились от времени или от реставрационных работ?

Дмитрия БАЛАША беспокоит судьба стадиона

Обходим стадион по периметру. На сам объект я попаду чуть позже и уже со специалистами. Пока же выслушиваю претензии неравнодушного горожанина. Дмитрий едва сдерживает эмоции — невыносимо наблюдать за тем, как рушится история. А что «Динамо» наша история, он даже не сомневается. Вспомнить хотя бы то, что первый футбольный матч на восстановленном после Великой Отечественной войны стадионе прошел 12 июня 1948 года. Хотя из руин «Динамо» поднимали до 1954 года.

В моих воспоминаниях почему-то всплывает вещевой рынок середины 1990-х, шоу, собиравшие аншлаги, и прогулки по аллеям этого архитектурно-паркового ансамбля. Теперь это уже история, но в 1989 году на концерте Виктора Цоя «Динамо» был полон. А еще на этой площадке выступали Алла Пугачева, Юрий Шевчук и группа «Ласковый май». Тоже яблоку упасть было негде.

Из мира фантазий меня возвращает голос Дмитрия:

— Видите, какая здесь кровля будет? Красивая, монументальная и, судя по всему, очень тяжелая. Форма ее в разрезе повторяет крыло самолета, а значит, в ветреную погоду она будет испытывать колебания и аэродинамические нагрузки. Это нагрузка на каркас, который примыкает к внутреннему и внешнему периметрам, между которыми находится аркада. Не внесет ли она лепту в разрушение аркады? Как рассчитывали ее нагрузку?

Аркада вернется в исторический цвет
Именно такие трещины и вызывают вопросы у неравнодушных горожан
Фото Александра КУШНЕРА

Минчанин при этом сразу уточняет: он не специалист и высказывает предположения и опасения, видя трещины на фасаде. В ситуации же детально должны разбираться архитекторы, конструкторы и эксперты по строительным материалам. В этом я согласна на все сто, а потому «неудобные» вопросы переадресовываю специалистам УКСа Мингорисполкома.

Но там получаю вполне стандартный официальный ответ: «Деформационные швы по периметру аркады заделываются реставраторами в соответствии с проектной документацией, прошедшей в установленном порядке госэкспертизу, под строгим контролем представителя Министерства культуры. Работы по устройству металлоконструкций навеса над трибунами выполняются с отставанием от утвержденного графика производства работ, и данный этап планируется завершить в августе. Работы ведутся по графику, сейчас на объекте работает 667 человек». Сухой ответ ситуацию мало проясняет. Поэтому отправляюсь на стадион, чтобы своими глазами увидеть масштабную стройку.

Предварительно узнаю, что монолитные работы на ней уже давно закончились. Да и черновые, и отделочные работы на трех трибунах — северной, южной и восточной — тоже завершены. Сейчас самый трудоемкий этап — установка навесов. Но меня интересуют трещины на фасаде. Вместе с руководителем объекта Александром Лащем спускаемся к южной части стадиона. Здесь на стене можно в подробностях рассмотреть изломы на стене.

Руководитель объекта сразу предупреждает: изучаемая мной трещина не что иное, как деформационный шов, или, по-другому, проектный узел, который заложен еще при строительстве стадиона. И таких на аркаде несколько. Выглядит он угрожающе, потому что еще не оформлен. Оформить шов — значит, прорезать его, заложить в него мастику для подвижности, оштукатурить и покрасить. А покрасят аркаду в исторический цвет — темно-красный. Занимаются трещинами не только строители. Главная роль — у специалистов «Белреставрации». В 2016 году они здесь выполнили черновые подготовительные работы на обходной галерее, привели в порядок входную аркаду со стороны улицы Кирова. Пока же я вижу лишь отреставрированную оштукатуренную белую стену. Трещин и сколов на ней нет. В таком состоянии южная, восточная трибуны и часть северной.

Три тысячи тонн над трибунами

— Обычные неглубокие трещины тоже есть, куда же без них, — не скрывает Александр Лащ. — Стадион начали восстанавливать после войны, его ввели в эксплуатацию в 1954 году. Естественно, за десятки лет на его стенах появились трещины. Если бы все фасады были в идеальном состоянии, то их бы не коснулась реконструкция.

А затронула она стадион, к слову, уже в шестой раз. Во время первой — в 1939 году — увеличилась вместимость «Динамо». До этого он собирал до 8 тысяч зрителей, а стал — 12 тысяч. Вторая — это восстановление после Великой Отечественной войны. Затем реконструкция была в середине 1950-х. Перед Олимпиадой-80 вновь увеличили вместимость — на этот раз до 50 тысяч зрителей. Правда, в 1990-е ее сократили до 35 тысяч. После нынешнего обновления трибуны смогут принимать 20 тысяч болельщиков.

Опасаться обрушения стен, по мнению руководителя объекта, не нужно. В необходимых местах строители усилили конструкцию и снаружи, и изнутри. Что касается металлического навеса. Да, он довольно тяжелый, вес всей конструкции — 3 тысячи тонн. Таким и должен быть купол, который накроет более 70 процентов трибун. Но нагрузку аркада выдержит, уверен руководитель стройки. Проект прошел экспертизу, он разрабатывался аттестованной проектной организацией.

За сохранение культурно-исторической ценности можно тоже не беспокоиться. При реконструкции сохраняется историческая часть стадиона, в том числе аркада со стороны улицы Кирова.

Напоследок захожу на западную трибуну, которую называют строители «сердцем объекта». У меня, человека очень далекого от спорта, захватывает дух. И не от тех семи уровней, которые займут ВИП-зона, офис администрации, судейские, конференц-залы, кафе, раздевалки, сауны, фитнес-центр. И не от игрового поля, которое уже стало приобретать характерные черты. А от работы сотен человек, которые знают, что стадион должен быть сдан в конце этого года. И что в 2019-м он станет главной ареной для II Европейских игр.

misnilena@yandex.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter