Есть фильмы, которые своей подчеркнутой изысканностью, подробной повествовательностью, плотным сюжетом и насыщенным драматизмом больше напоминают добротные романы, втягивающие в соучастие с первых строк. Вот и «Скрижалям судьбы» (The Secret Scripture), которым больше подходит другой перевод «Тайное писание», свойственна та самая увлекательная романная форма, способная держать внимание от начала и до конца. Загадочная пациентка клиники для душевнобольных Розанна (Ванессса Редгрейв) наотрез отказывается переезжать в другое место потому, что в этом старом здании она провела почти всю свою жизнь. С ней не стали бы церемониться, если бы новый доктор не проявил душевной сострадательности, попросив оставить пожилую даму на старом месте еще на несколько дней. Эти несколько дней и стали временем откровения и открытия одной непростой судьбы, погребенной в стенах психиатрической лечебницы. Вся жизнь Розанны МакНалти раскрывается флешбеками через ее дневник, который она вела на страницах старого томика Библии. Сквозь кривые, наспех записанные на полях строки оживает история юности и преданной любви, трепетных ожиданий и разрушенных надежд, человеческой жестокости и злопыхательства, предательства и незаслуженных обвинений. Еще недавно наполненная смыслом сулившая так много радостей жизнь молодой Розанны (Руни Мара) в один миг по злому навету превращается в пожизненный кошмар в заточении. И хотя за всеми перипетиями видны еще и религиозные, политические противоречия Ирландии 30 — 40–х годов, все же этот фильм не об истории страны и не о трагизме несправедливо загубленной судьбы. Это скорее повествование о том самом достоинстве, о котором почти во всех своих фильмах говорит режиссер, о способности сохранить человеческое лицо там и тогда, когда это почти невозможно, о силе веры в свое предназначение и свою жизнь вопреки всем трагическим обстоятельствам.
Фильм увлекателен не только закрученной драматургией, не только психологически выверенными и безупречными актерскими работами, но и потрясающими кадрами, наполненными то запахами моря, то едва ощутимым теплом скудного северного солнца, заставляющими явственно чувствовать и ужас больничных палат, и нищий уют скромного жилища. Для съемок фильма Шеридан пригласил российского оператора Михаила Кричмана, которого называют «глазами Андрея Звягинцева». За одни «Скрижали судьбы» теперь его можно назвать и «глазами Шеридана».
Привлекательны ли «Скрижали...»? Да. Смотрится ли фильм от начала и до конца с предельным вниманием? Да. Оставляет ли он свое приятное послевкусие? Да. Стоит ли его назвать новаторским? Пожалуй, нет. Можно предположить, что если и будут награды в будущем, то, скорее всего, за актерские работы и изображение. И это опять случай Джима Шеридана.
Фото kinopoisk.ru