История инкогнито

Уровень жизни... Немалую часть этой самой жизни мы проводим в попытках поднять его, а еще большую — в разговорах об этом...

Уровень жизни... Немалую часть этой самой жизни мы проводим в попытках поднять его, а еще большую — в разговорах об этом. Устраивает ли нас то, как питаемся и одеваемся, и опережают ли темпы роста нашего дохода темпы роста цен? Не менее актуальным остается и квартирный вопрос. И специалисты подливают масла в огонь, говоря, что завтра квадратные метры будут только дороже, ведь продолжают расти цены на стройматериалы, а также и зарплаты строителей, которым тоже хочется хлеба с маслом сейчас и здесь, у себя на родине. Впрочем, это они говорят сегодня, а кто теперь вспомнит, что они говорили полгода назад?


Как вы думаете, такая ситуация является неординарной и свойственной только нашему времени? Ведь широко известно, что хорошо там, где нас нет, или, как звучит в белорусскоязычном варианте: «На Падоллi пiрагi на коллi, мы туды пайшлi i там iх не знайшлi». Чтобы проверить это, вернемся на 500 лет назад.


Третья декада XVI века. Время Жигимонта Старого, рассудительного и могущественного владыки, успешно управлявшего государством наших предков долгие сорок лет. В страну прибывают квалифицированные специалисты, активно развивается экономика, работа строителя не остается без постоянного спроса. Не гнушаются специальностями каменщика или плотника и «местные кадры». Правда, такая работа носит сезонный характер и платят строителям соответственно. В первом и четвертом кварталах года средней руки каменщик зарабатывал 3,2 гроша в день, зато в остальное время ему платили 3,6 гроша. Выходных тогда было меньше, и относились к предоставлению отдыха рабочему классу не так щепетильно, поэтому, хорошо поработав в течение месяца, строитель мог заработать целый рубль, который составлял сотню грошей.


Ежедневные расходы в те времена тоже больно били по бюджету... Чтобы одеться в кожух, нужно было выложить около 50 грошей, купить сапоги — 10 грошей, а приобрести шесть локтей ткани на штаны стоило примерно столько же. Таким образом, на базовый комплект одежды тогдашнему гражданину требовалось потратить немало. Так что жизнь всегда была штукой дорогой.


А как же полноценное и здоровое питание? К сожалению, летописи молчат о стоимости комплексного обеда в Минске эпохи Возрождения. Однако есть данные о категориях более грубых — например, за откормленного теленка пришлось бы отдать примерно 15 грошей, а бочка пива тянула на все 30. По непроверенным данным, теленок сейчас обошелся бы тысяч в семьсот, а 30 литров пива — в десять раз дешевле. Очевидно, что к XXI веку ситуация с продовольствием у нас в стране встала с ног на голову — мясо мы ценить стали больше, а пивом несколько пресытились. Однако все это понятия оптовые, нас же больше интересует, сколько денег бы хватило на ежедневный рацион обычного отдельно взятого человека. Есть и такие данные: немного, всего лишь одна полугрошовая монета. Неизвестно, правда, входил ли в его состав тот самый недешевый напиток — пиво, или рабочему человеку приходилось обходиться водой. Двухсотая часть ежемесячного заработка... Что ж, не знаю, как вы, уважаемый читатель, а я в ежедневном бюджете с нашими давними предками вполне солидарен.


Не скрывает история и столь актуальные для нас цены на стройматериалы. Десять тысяч кирпичей обходились предприимчивому подданному Жигимонта Старого примерно в три рубля, деревянные кровельные материалы — около 250 грошей на всю крышу дома площадью 100 метров квадратных. И если в дереве недостатка не было — цены на кровлю оставались стабильными на протяжении всего XVI века, — то кирпичи к концу столетия подорожали вдвое.


И все–таки позавидуем нашим предкам — нам бы такую инфляцию! Наглядная иллюстрация того, в каком быстром времени мы живем. Однако о темпах роста цен и зарплат, а также о бизнесменах XVI столетия поговорим подробнее в следующий раз.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter