История одной фотографии легендарного фотокора газеты «Советская Белоруссия» Льва Попковича

История его глазами

Может, это и не совсем справедливо, но так было и есть — фотокорреспондент всегда за кадром. Однако настоящих мастеров своего дела узнают по почерку, даже не читая фамилию под снимком. Таким был и легендарный фотограф газеты «Советская Белоруссия» Лев Попкович. В 1943-м, когда была освобождена Гомельщина, он пришел в редакцию. Хромал, ногу, потерянную на фронте, заменял не очень хорошо сделанный протез. Взяли на работу, но не очень охотно. «Что же это за фотокор такой малоподвижный, на протезе?» — говорили в редакции, глядя на недавнего фронтовика.


А через несколько лет Лев Попкович был так же знаменит и узнаваем, как командир эскадрона минской конной милиции усатый майор Гинзбург, гарцующий на коне рядом со стадионом перед началом и после футбольных матчей.

О Льве Попковиче в среде старых журналистов и фотографов ходит множество баек. Он умел делать все. У него получались запоминающиеся и выразительные портреты передовиков производства, военных, артистов, партийных руководителей, репортажи с места событий. Тучного, похожего на Черчилля фотографа знали многие: спортсмены, художники, пастухи, комбайнеры, врачи, тракторостроители, милиционеры…

Рассказывают даже байку, что Попкович для быстрых перемещений по городу и республике собственноручно собрал смешной автомобиль, черт знает на что похожий. А вот клаксон на этом авто оказался таким же громким, как и на автомобиле Пантелеймона Пономаренко — партийного руководителя республики. Милиционеры-регулировщики страшно пугались, заслышав тот сигнал, издаваемый развалюхой фотографа. Еще пишущая братия единогласно утверждала, что, поехав в командировку с Попковичем, пусть даже в самую глухую местность, всегда будешь накормлен. Лев Игнатьевич любил покушать, прекрасно сам готовил, собирал книги по кулинарии.

Больше сорока лет он проработал в нашей газете. Снимал стройки новых заводов и цехов, дорог и мостов, съезды, концерты, парады и демонстрации, спортивные соревнования и военные учения, награждения, праздники и будни. Казалось бы, обычная рутинная работа газетного фотокора. Но сегодня все эти кадры, коллажи и репортажи — история нашей страны, яркие страницы ее жизни. По этим снимкам мы судим о бытии наших соотечественников. На тех газетных фотографиях, иногда без подписи, есть все, кроме самого фотографа. Он всегда за кадром, но мы видим историю его глазами.

Евгений Коктыш сделал этот быстрый портрет своего старшего коллеги в самом начале 1980-х. Лев Попкович фотографироваться не хотел, отмахивался, морщился.

«Не надо, Женя, не трать пленку! Зачем ты меня снимаешь?» — бурчал Лев Попкович.

«Для истории!» — пошутил Евгений Коктыш и нажал кнопку камеры.

cultura@sb.by 

Фото Евгения КОКТЫША.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter