Как защищали от коронавируса обитателей столичной ночлежки

Истории теплого дома

Обитатели столичного дома ночного пребывания, или в народе — ночлежки, это те, кто из-за жизненных обстоятельств, слабости характера или зеленого змия опустился на самое дно. За плечами не одна судимость, испорченные отношения с родственниками, потеря работы, жилья, документов, а порой и человеческого облика. Сейчас в минской ночлежке почти половина мест свободна: здесь 46 мужчин и 6 женщин. Теплая пора, увы, благоволит бродяжничеству. Зато весной, во время подъема коронавируса, заполняемость была почти стопроцентной. Как пережил пандемию приют для лиц без определенного места жительства, узнала корреспондент «Р».

Дом ночного пребывания почти 20 лет принимает тех, кто потерял жилье, документы, работу.

Пропуск на ночлег — тест на COVID-19

Истории, как сюда попадают, — сплошной декаданс. Кандидат технических наук стал бомжом после смерти жены. Жить один, как оказалось, не способен: не знает, как оплачивать коммуналку и пожарить яичницу, свое горе заливал вином. Его обработали квартирные аферисты, подсунули договор, который он не прочел как следует, и выгнали на улицу. Бывшая сотрудница международного конно-спортивного центра совершила тяжкое преступление в состоянии невменяемости. Когда вернулась после освобождения из мест лишения свободы, сын продал квартиру, чтобы купить себе машину. Машину сожгла сожительница, а мать пошла жить на вокзал. Строитель-отделочник был женат несколько раз, все супруги выпроваживали его из-за запоев. Оказавшись на улице, бродяжничал, питался отбросами, сдавал бутылки, пока социальный патруль не привел его сюда, в двухэтажный дом на Ваупшасова, 42... 

На входе в здание — круглосуточный пост милиции. Посетителя с амбре не пустят — отправят протрезветь. Перед заселением надо составить договор и пройти медосмотр. Нужны данные флюорографии и заключение на отсутствие у новичка туберкулеза, чесотки, других заразных заболеваний. Кстати, в самой ночлежке можно пройти обработку от вшей, продезинфицировать одежду в дезкамере, вымыться. А с весны тем, кто хочет получить приют в доме ночного пребывания, добавили еще одно медицинское требование — результат теста на COVID-19. Оно, кстати, сохраняет актуальность и сегодня.

— Все, кто впервые поступает к нам, а также по каким-то причинам отсутствовал несколько дней, проходят тестирование на коронавирус в 9-й поликлинике,
— говорит заместитель директора дома ночного пребывания Лариса Волощук. — У нас ведь, по сути, общежитие. В комнатах до 12 человек. В условиях скученности любое инфекционное заболевание одного человека способно привести к вспышке, последствия которой могут быть непредсказуемыми. 

В чем слабость, брат?

Лариса Владимировна работает в приюте для бездомных почти 20 лет. На ее глазах портрет здешнего обитателя менялся не в лучшую сторону. Раньше, констатирует она, бомжи были крепче. В первую очередь психологически. У них было больше желания изменить свою жизнь, а не просто перекантоваться и поесть на халяву. Сюда повторно возвращаются 90 процентов теперешних обитателей. Некоторые составляют договор на месяц, переспят, получат паек и… поминай как звали. Другие возвращаются через полгода с мотивацией «сумку с вещами забрать». Третьи протестуют, что их заставляют устраиваться на работу — трудовых мозолей их руки не знали десятилетиями. 

Слабее современный бомж стал и физически, отмечают сотрудники дома ночного пребывания. 

— Обычное дело для здешнего обитателя — хронический бронхит, проблемы с сердцем, сосудами и опорно-двигательным аппаратом, онкология, зимой — обморожения, — говорит фельдшер Александр Лобан. — А самое распространенное заболевание — алкоголизм. И такой букет не только у 80-летних, но и у 30-летних. 

Здешним постояльцам температуру измеряют дважды в день.

С учетом богатого ассортимента болячек постояльцев можно смело отнести к группе риска по заражению коронавирусом. Поэтому все противоэпидемические меры здесь соблюдали строго. Установили санитайзеры с антисептиками, санитарки ежедневно проводили уборку с применением дезсредств, ввели масочный режим. Комплексную дезинфекцию помещений проводили сотрудники санэпидстанции.

— С приобретением средств защиты нам очень помогли комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома и общественность, — рассказывает Лариса Волощук. — Одноразовые и многоразовые маски, перчатки, защитные костюмы, респираторы, дезсредства, продукты питания активно жертвовали общественные организации, частные лица, представители бизнеса, при этом некоторые даже не хотели представляться. 

Особенно сильную поддержку дому ночного пребывания оказали, когда его закрыли на карантин. Горячее питание в одноразовой посуде доставляли прямо к подъезду, снабжали сухими продовольственными пайками. В закрытый режим ночлежку перевели в связи с тем, что у мужчины И. поднялась температура. Он инвалид, перенес операцию на гортани, дышит через трахеостому — отверстие в горле. Вызвали врачей, изолировали его в отдельную комнату, а на следующий день, когда был готов результат теста (оказался положительным), госпитализировали. Вирус осложнился пневмонией. Тестирование контактных лиц выявило еще двух бессимптомных носителей COVID-19, которых тоже бригада медиков доставила в стационар.

На момент приезда журналистов никого из переболевших на месте не оказалось. Они еще находятся в больнице, подлечивают другие болячки. На этом число заболевших коронавирусом в ночлежке и закончилось. Несмотря на все риски, обитатели дома ночного пребывания оказались достаточно устойчивыми к новой инфекции.

COVID-19 зацепил и одного сотрудника учреждения. Правда, как потом показало эпидрасследование, источником заражения оказалась его жена, а не кто-то из постояльцев.

Интересуюсь у обитателей комнаты, где живут 12 мужчин, боялись ли они заболеть коронавирусом. 

— Так нам же утром и вечером температуру измеряют, и масок вон сколько! — недоуменно заметил 50-летний Илья. Его давно небритый подбородок прикрывала скомканная маска. В ответ на замечание замдиректора надеть ее как следует — закрыв нос, мужчина что-то недовольно пробубнил, но совету все же последовал. 

Условиями здешние постояльцы удовлетворены. Другое дело, что большинство воспринимает чистую постель, крышу над головой и горячий обед как должное. Хотя опыт показывает, что именно тем, кто принимает помощь с благодарностью, чаще удается завязать с бродяжничеством.

Обратная связь

По коридору неспешно расхаживает мужчина в пиджаке и бархатных штанах. Представляется Александром. 

— Стараюсь сохранять интеллигентный вид, — обращает он наше внимание на свой внешний вид и широко улыбается, обнажая единственный зуб. — Я ведь по образованию юрист, но, чего скрывать, пил, работу потерял, и жена меня бросила, и без жилья остался. Сам виноват. А вот как сюда попал, начинаю все сначала. Юристом, понятно, мне уже не быть — устроился уборщиком по договору подряда. На моем месте за восемь месяцев пять человек сменилось. А я уже год не пью и все это время работаю. Алименты стал платить. 

Заместитель директора комментирует:

— Беда многих наших постояльцев в завышенной самооценке. Один хвастается, что он токарь шестого разряда, большой специалист, а сам за станком последний раз стоял 20 лет назад. И никак не хочет брать в руки метлу, чтобы заработать. Работодатели людей с судимостями и алкоголизмом, мягко говоря, не горят желанием принимать. Вот кто не чурается грязной работы, переступает через свою гордыню, действительно улучшает себе жизнь. 

За примерами не нужно далеко ходить. Несколько лет назад сюда пришел мужчина. Привел себя в порядок, восстановил документы. Предложили дворником здесь поработать — согласился. В ночлежке познакомился с женщиной, теперь у них семья. Руководство дома ночного пребывания не нарадуется: очень ответственно выполняет свои обязанности.

— Мы относимся ко всем нашим постояльцам по-человечески, — говорит Лариса Волощук. — Нужно всех защищать и от коронавируса, и помогать преодолеть пороки, и решать проблемы. Надеемся, что всегда найдется тот, кто эти усилия оценит.

kozlovskaya@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter