Историческая загадка "Недетского дневника"

Документальный фильм «Сентябрь 1943-го. Недетский дневник», родившийся не на центральных телеканалах, а созданный Телерадиокомпанией «Могилев», получил сразу две статуэтки «Телевершины»! В целом работы могилевчан попали в семь номинаций. В числе лучших проектов года оказались программа «Новости-регион» и аграрный проект «Деревенька».

или Как могилевские журналисты и непрофессиональные актеры создают интересное документальное кино

Документальный фильм «Сентябрь 1943-го. Недетский дневник», родившийся не на центральных телеканалах, а созданный Телерадиокомпанией «Могилев», получил сразу две статуэтки «Телевершины»! В целом работы могилевчан попали в семь номинаций. В числе лучших проектов года оказались программа «Новости-регион» и аграрный проект «Деревенька».

Ирина АКУЛОВИЧ

Андрей Почалов, режиссер фильма «Сентябрь 1943-го. Недетский дневник», получивший заветную статуэтку, после награждения поделился: «Очень приятно, что нашу работу не только заметили, но и оценили. Значит, мы двигаемся в правильном направлении… Мы, конечно, старались, работали очень долго над проектом. Хорошая у нас собралась творческая группа». Анна Лаппо, автор сценария, дополнила: «Мы получили удовольствие от работы. Было тяжело, но интересно. Это трогало за душу. «Сентябрь 1943-го. Недетский дневник» — это ни в коем случае не коммерческий проект. Он больше построен на энтузиазме. Когда мы его задумывали, даже не знали, возьмут фильм на центральный канал или мы его оставим у себя как специальный репортаж…»

Сегодня же наша встреча в «ТелеРадиоНеделе «СГ» — с директором Телерадиокомпании «Могилев» Ириной АКУЛОВИЧ.

— Ирина Борисовна, ваша телерадиокомпания раньше уже покоряла «Телевершину»? Когда и кто до этого получал статуэтки?

— У нас было четыре призовых места, но раньше «Телевершина» покорилась лишь однажды. В 2013 году молодежное ток-шоу «Перезагрузка», которое наша телерадиокомпания делала по заказу телеканала «Беларусь 1», стало «Лучшим региональным проектом года»…

— Легко ли состязаться в конкурсе «Телевершина» с центральными телеканалами?

— Сложно, потому что это налагает на нас особую степень ответственности. Но у телерадиокомпании «Могилев» уже накоплен опыт производства программ для центральных телеканалов страны. В «Добрай раніцы, Беларусь!» на телеканале «Беларусь 1» выходит наше «Это вкусно». На «Беларусь 2» — очередной сезон ток-шоу «Перезагрузка». На «Беларусь 24» — программа «Слоўца».

— Как возникла идея фильма «Сентябрь 1943-го. Недетский дневник»?

— В этом году Беларусь отмечает 70-летие начала освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Именно жители Гомельской и Могилевской областей первыми встречали освободительную Красную Армию. И наша телерадиокомпания не могла пройти мимо такой важной даты. Герои фильма — жители первых освобожденных районов — Хотимского и Кричевского.


Кадр из фильма «Сентябрь 1943-го. Недетский дневник».
Идея — снять фильм специально для телеканала «Беларусь-1», чтобы его увидела вся страна. Естественно, мы понимали ответственность, а потому подошли к работе очень кропотливо, поехали в восточные регионы, побывали на месте событий, записали свидетельства очевидцев.

А мотором развития сюжета стала историческая загадка. Ею с нами поделился известный в Беларуси поисковик Игорь Матюк, досконально знающий историю войны. Он и выступил в нашем фильме основным консультантом. 23 сентября 1943 года бойцы 74-й стрелковой дивизии форсировали Днепр и с ходу освободили Комарин — городской поселок Гомельской области. Но только 26 сентября, когда был взят другой райцентр — Хотимск, об освобождении первых районов Беларуси сообщила газета «Правда». Почему Совинформбюро не спешило обновлять сводки? Что стало причиной молчания, растянувшегося на десятилетия? И что осталось в памяти очевидцев событий? Все это пытались выяснить в фильме.

— Кто, на ваш взгляд, главные герои фильма?

— Это люди, которые были детьми войны. Они и сейчас удивляются тому, что пережили, помнят ужасы войны. Иногда во время интервью комок подкатывал к горлу, хотелось плакать вместе с ними. Ведь у стариков и детей — совершенно одинаковые глаза…

— А откуда появилось такое название у картины?

— В фильме использованы детские воспоминания очевидцев событий и исторические свидетельства, мемуары, факты. В названии мы хотели совместить эмоциональную часть фильма и документально-историческую.

— Интересно, какие силы были затрачены на его создание? Кто помогал?

— Это коллективный труд всей студии, но основная нагрузка легла на творческую группу. Кстати, практически вся она была удостоена чести оказаться в индивидуальных номинациях «Телевершины»: Анна Лаппо — как лучший сценарист, Андрей Почалов — как лучший режиссер, Александр Артемьев и Денис Бутылин — как лучшая операторская группа. Отмечу и нашего звукорежиссера Анну Барлюгову.

Работа продолжалась около двух месяцев. Помогали Хотимский и Кричевский райисполкомы, хотимские журналисты. Помощь оказали военком Могилевской области Александр Горошкин, военная часть в Пашково, этнохутор в Зеленой роще Могилева и лично его хозяин Сергей Хмельницкий, семья энтузиастов-реконструкторов Наталья и Эдуард Карпюк, Могилевский областной драматический театр, Могилевский городской центр культуры и досуга, киностудия «Беларусфильм», где мы брали костюмы и реквизит.

— Но легко ли было воплотить задуманное на экране?

— Окончательно фильм оформился уже на монтажном столе. Идея развивалась в процессе работы. Смысловые части несколько раз менялись местами. Мы искали новые ходы, а иногда даже заново изобретали велосипед. Было много творческих споров, но все работали на единый результат.

— Кто снимался в киноленте «Сентябрь 1943-го. Недетский дневник»?

— В фильме нет ни одного профессионального актера, кроме диктора. Снимались простые люди. Солдаты из военной части в Пашково провели с нами два дождливых дня на съемках. Они с огромным удовольствием примеряли форму военных лет, шли в атаку, брали фашистов в плен. Снимались наши дети. Самому маленькому было два года. Они много узнали о войне. Им было интересно бегать по съемочной площадке с бутафорским оружием. Снимались реконструкторы времен Великой Отечественной войны. Наталья и Эдуард Карпюк — сами военнослужащие. Они не только снимались всей семьей, с детьми, но и предоставили множество раритетных вещей. У нас в фильме и погоны, и немецкие подтяжки, и даже банки немецкой тушенки полностью, до мелочей, совпадают с оригиналами.

— А где проходили съемки?

— Интервью записывали в школьном музее Хотимска, во дворце Потемкина в Кричеве и Могилевском этнографическом музее. Постановочные съемки проходили в Могилеве, в Печерском лесопарке и на этнохуторе.

— Ирина Борисовна, как искали очевидцев военных событий, ведь их с каждым годом все меньше и меньше?

— С поиском помогли ветеранские организации. Журналисты из районов и историки. С некоторыми героями наши корреспонденты знакомы лично, ведь все мы очень часто снимаем сюжеты и репортажи о военных событиях.

— А когда началась экранная жизнь фильма? Где показывали ленту?

— Фильм вышел в эфир на телеканале «Беларусь-1» 25 сентября прошлого года. С нашей кинокартины началась акция «Дорогами войны», которая прошла по всей Могилевщине…


— А есть ли еще какие-то знаковые документальные проекты?

— Маленьким студиям очень сложно заниматься документальным кино. Но у нас есть работы, посвященные важным культурным событиям Могилевской области: международному молодежному театральному форуму «Март-контакт», пленэру по керамике «Арт-Жыжаль». Очень интересный получился фильм «1812», посвященный событиям Отечественной войны на территории Могилевщины.

— Есть ли еще какие-то проекты о деревне, глубинке? О чем они рассказывают?

— О «Деревеньке» вы уже знаете. Кстати, ее герои — все те же простые люди, со своими радостями и горестями. Но сколько удивительных историй они знают! Сколько могут рассказать: об утраченных и существующих традициях, о забытых именах. А этой весной на «Беларусь 1» стартовал наш новый проект «Дача». Он поможет зрителям рекомендациями, рецептами, опытом и советами. Важно, что программа снимается в Беларуси. А значит, делается с учетом особенностей нашего климата, почвы, районирования культур.

Ведущая программы Татьяна Ларина (она же была автором «Деревеньки») и ее бессменный помощник телеоператор объедут всю страну, чтобы встретиться с людьми, которые посвятили дачным премудростям не один десяток лет и добились великолепных результатов.

В каждой программе есть основная тема в зависимости от сезона: правильная обрезка деревьев, уход за рассадой, борьба с фитофторой и многое другое. При этом опытные дачники вместе с ведущей неустанно трудятся на грядках, ухаживают за садом, выращивают цветы.

Программа насыщена рубриками. В ней есть «Лунный календарь», рекомендации ученых, селекционеров, консультации юристов, советы садоводу-огороднику. Изюминка программы — рубрика «Копейка рубль бережет». Несложные подсчеты убедят любого, что выращивать овощи-фрукты на дачном участке выгодно!

Есть и обратная связь со зрителями. Уже в первой программе «Дача» объявлен конкурс на лучшую частушку собственного сочинения на дачную тематику. Победитель получит приз — мотокультиватор.

— А какова аудитория вашей телекомпании? На кого больше ориентируетесь?

— Аудитория самая разная. И это не банальность. Например, мы делаем программу о школьниках, студентах, молодых ученых и опытных преподавателях «Альма-матер». И ведут передачу сами учащиеся. Есть интереснейший проект «В городе Бобруйске…». Несложно догадаться, что это программа о Бобруйске и бобруйчанах, о прошлом, современном и будущем. И как только однажды мы задержались с выкладкой передачи в Интернет, нас тут же завалили электронными письмами из США, Германии, Израиля, других стран с одним вопросом: «Где новая программа?»

По пятницам мы подводим своеобразный итог недели в программе «Днями». Но особенность в том, что мы отказались от привычного в таких случаях дайджеста. Главная задача — поймать интонации, настроения, атмосферу недели, уловить ее послевкусие…

— Кто делает программы, кто трудится у вас на ТВ? Есть ли уже «узнаваемые» телеведущие, лица канала?

— Сегодня телерадиокомпания «Могилев» производит дюжину программ для областного эфира. Плюс — проекты для Белтелерадиокомпании. Нагрузка очень большая, но мы стараемся справляться. Тут все дело в коллективной работе. Средний возраст наших работников — около тридцати пяти лет. Есть молодежь, есть люди с большим опытом. Есть и свои звезды. Например, ведущего «Это вкусно» Николая Каманцева постоянно узнают на рынке, предлагая скидку. Автора «Деревеньки», а теперь — «Дачи» Татьяну Ларину знают по имени почти в каждой деревне Могилевщины. Ведущая «Перезагрузки» Седа Каспарова очень талантливая журналистка, с огромным, еще не раскрывшимся потенциалом, даже несмотря на уже полученную «Телевершину»...

— Думаете ли о большем освоении «пространства»? О расширении вещания?

— Мы и так, откликнувшись на просьбы телезрителей, расширили эфир. Выходим на телеканале «Беларусь 2» раньше всех — в 6.30, чтобы жители области могли посмотреть в повторе наши вечерние программы. В Могилеве никогда не боялись работы.

— На каком языке чаще вещает канал? Может, есть программы на родном языке? Какие?

— Новости у нас выходят только по-белорусски. Очень красивый родной язык в программе «Слоўца», в проектах и сюжетах по истории и культуре: «Специальный репортаж», «Дети асфальта», «Днями», серии интервью «Позвольте рассказать». При этом наши молодые журналисты свободно владеют иностранными языками, так что могут обходиться без переводчиков...

— Ирина Борисовна, спасибо за интересный разговор! Успехов вашей телекомпании!

Вопросы задавала «ТелеРадиоГид» «СГ»  Вера ГНИЛОЗУБ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter