Истоки любви к родному краю

Изучением экологии интересно заниматься не только взрослым, но и школьникам. И эту заинтересованность активно поддерживает государство. С 2004 года проходит IV этап Всебелорусской туристско-краеведческой экспедиции "Наш край", и первое аправление в ней — "Природное наследие". Итоги проведения этой масштабной акции на Минщине были подведены недавно на областном еминаре в Узде, где собрались ответственные за туристическую работу, директора туристических центров и станций столичного региона. Заодно они познакомились с опытом экологической работы четырех школ Узденщины. Кстати, именно в этом районе на Минщине больше всего школьных музеев — ими могут похвастаться 65 процентов школ. И не удивительно...

По дорогам знаменистостей
Узденщина — родина Кондрата Крапивы, Павлюка Труса, Лидии Арабей, Ивана Гурского... Здесь сохранились исторические места, памятники археологии и архитектуры, связанные с деятельностью первопечатников и просветителей Матея Кавечинского, Сымона Будного, белорусского ученого Якуба Наркевича-Ёдки. До наших дней сохранился деревянный костел, построенный в 1798 году владельцем Узды Казимиром Завишей. Известна Узденщина и тем, что именно здесь находятся истоки батьки-Немана, как с любовью и уважением называют реку местные жители. Кстати, ученики средней школы N 3 города Узды как раз и занимались изучением истоков этой реки. Почему их это заинтересовало?
— Проблема в том, что сложно точно определить, где находится исток Немана, — пояснил вдохновитель и руководитель этого проекта, учитель географии Игорь Ткаченко. — Некоторые называют истоком реку Неманец, другие солидные ученые считают началом Немана слияние рек Уса и Лоша. Ребята решили точно отследить, где же находится исток. Те, кому нравится работать с текстами, исследовали исторические и литературные источники в фондах районного краеведческого музея. Гидрологи изучали пойму Неманца, Усы и Лоши, а также более мелких притоков. Картографы сравнивали карты и составляли свои. Мы выяснили, что из-за мелиорации, проведенной в середине прошлого столетия, уровень грунтовых вод понизился, и многие родники просто высохли. Русло Неманца было выпрямлено, и сейчас он больше напоминает прямой мелиоративный канал. Наши ученики предлагают конкретное решение проблемы: необходимо поднять уровень грунтовых вод на метр — и оживут пересохшие родники, возродится исток Немана, где сейчас лежит памятный камень.
Это не единственное исследовательское направление. Все ученики средней школы N 3 входят в экологическое сообщество, в работе которого активно участвуют даже младшие школьники. Возле здания разбит огромный сад, а в самой школе создано много оригинальных “живых уголков”: мини-пруд с настоящими рыбками, украшенный лилиями и другими цветами, “хатка” с головой оленя на крыше и аистом на поляне, много комнатных растений, аквариум... В этой школе есть немало и других интересных уголков, в том числе этнографии.
“Зеленый” КВН
Следующий пункт экскурсии — средняя школа N 1 имени А.С.Пушкина. Она старейшая в Узде. О том, что ее ученики неравнодушны к родной природе, можно было догадаться, даже не заходя в здание. Прямо перед ним на дереве вывешены кормушки для птиц. А летом вокруг красуются альпийские горки.
В самой же школе и зимой немало зеленых “островков”, струится вода в фонтанчике. А стены украшены пейзажами Виктора Викентьевича Бересневича, всю жизнь проработавшего в этой школе. Ученики гордятся своим музеем “Пушкин и Беларусь”. Именно там дети рассказывали участникам семинара о своих знаменитых земляках. А потом был необычный КВН — с экологическим уклоном. Впечатлил уровень актерского мастерства одиннадцатиклассников, особенно удачно в комическом жанре выступал капитан команды Сергей Казак. Что ж, юмор никакому серьезному делу не повредит.
Не хуже, чем в городе
В Хотлянской средней школе с краеведческим уклоном прежде всего показали школьный музей, удостоенный звания “народный”. Экскурсию проводили выпускницы в национальных костюмах. В экспозиции музея отражена не только этнография района, но и история советского времени. Здесь представлены материалы о лучших работниках, к примеру, о первой женщине-шофере. Как правило, в краеведческих музеях практически не представлена культура второй половины ХХ века. Именно поэтому так интересно послушать о неутраченной и живой истории Хотлян.
Конечный пункт импровизированной экскурсии — новая, открывшаяся в сентябре прошлого года Дещенская средняя школа. Просторные классы, прекрасный спортзал, новенькие компьютеры... Созданы здесь и все условия для экологических занятий. Участники областных и республиканских конкурсов “День Земли-2005” и “Пацеркi Беларусi” из Дещенки получили грамоты и благодарности. В этой школе участники семинара и подвели итоги работы за год.
По восходящей
Как сообщила начальник отдела туристско-краеведческой и эколого-натуралистической работы областного учебно-методического кабинета Зоя Новикова, всего в Минской области работают 335 учреждений образования с экологическим уклоном. В 2002 году было 121. Результат работы — самое большое среди других регионов количество призовых мест на республиканских конкурсах.
43 процента средних и базовых школ Минщины имеют музеи. А в Узденском, Солигорском и Вилейском районах их количество составляет более 60 процентов, в Любанском — 55, в Солигорске — 50 процентов. В области действует 42 музея боевой славы, 192 краеведческих и 14 литературных музеев, 6 музеев природы и 31 этнографический музей. Девять школьных музеев имеют звание “народный”. Во всех без исключения школах области работают кружки эколого-натуралистического направления. И если в 2002 году их было 740, сейчас — 858.
В районах и городах области созданы и успешно действуют экологические классы, налажено сотрудничество с лесничествами, организована работа зеленого и голубого патрулей. Активно проводится сбор лекарственных растений. Постоянно увеличивается количество экологических троп — их уже 348.
Что ж, и цифры, и факты красноречиво свидетельствуют о том, что экологическое образование в Минской области стремительно набирает обороты. Все больше детей и родителей приобщается к делу изучения и сохранения белорусской природы. Кстати, в нынешнем году планируется выпустить книгу “Экологическое образование в Минской области”. Уверена, из нее можно будет почерпнуть немало полезного.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter