Исток Немана нуждается в... притоке инвестора

КТО как, а я частенько люблю заглядывать в старинные словари. Не скрою, и предлагаемую рубрику позаимствовал в факсимильном издании известного четырехтомника Владимира Даля, выпущенного еще в 1880—1882 годах. Слово «обережный» он толковал как относящийся к берегу. Но оберег здесь же — это еще и охрана, защита, а также слова и обряд от порчи.

На Узденщине ресурс природной красоты пытаются максимально задействовать в экономике района.

КТО как, а я частенько люблю заглядывать в старинные словари. Не скрою, и предлагаемую рубрику позаимствовал в факсимильном издании известного четырехтомника Владимира Даля, выпущенного еще в 1880—1882 годах. Слово «обережный» он толковал как относящийся к берегу. Но оберег здесь же — это еще и охрана, защита, а также слова и обряд от порчи.

Нельзя сказать, что красотами природы Узденский район обделен. И хранят, несут эту прелесть как раз земли обережные. Почти вдоль всего периметра Лошанского водохранилища, на луговых берегах быстротечной речки Усса — притока Немана, да и самого батьки-Немана, начинающего здесь свой длинный путь к Балтике, в сезон всегда много отдыхающих. Не менее привлекателен в студеную пору и 300-гектарный простор лошанского льда, особенно для любителей зимней рыбалки.

Этот удивительный подарок природы решено более действенно использовать в экономике района. На западном берегу водохранилища, в лесном бору, с ранней весны активно ведутся строительные работы. Для многих местных жителей и сегодня остается загадкой, что здесь возводится.

— Ничего удивительного. За последние 30 лет на берегах водохранилища строительство не велось, — рассказал председатель Узденского райисполкома Вячеслав Пахольчик. — А теперь минская фирма «Агро-Бел» работает над созданием культурно-оздоровительного комплекса. Название ему учредитель придумал своеобразное, но символическое — «Шишки». В комплекс войдут 6—8 индивидуальных домиков и здание общего пользования. К финансированию строительства привлечен российский капитал.

В том, что объект станет востребованным у отдыхающих, сомнений у руководства района нет. В прошлом году местным лесхозом был построен Дом охотника. Это позволило оказывать охотничьи услуги на качественно ином уровне, нежели раньше. И теперь от желающих несколько дней «побродить с ружьем» за диким зверем отбоя нет. Оно и понятно. Ведь есть возможность не только поохотиться, но и остановиться в номере со всеми удобствами. А вечерком, после дневных трудов, принять баньку с парилкой и бассейном, посидеть с друзьями в уютной столовой или приготовить шашлык на свежем воздухе...

По свидетельству охотоведа Александра Соловья, очередь на услуги «лесного дома» расписана на 2—3 месяца вперед. В предвкушении охотничьих трофеев сюда едут из России, Прибалтики, других стран ближнего и дальнего зарубежья.

Да и частные агроусадьбы района пользуются не меньшим спросом. На обережной земле той же речки Уссы, кстати, недалеко от действующего санатория Белорусского общества инвалидов по зрению «Подъельники», предприниматель Александр Десюкевич строит базу отдыха со всем комплектом культурно-бытовых удобств. Еще один хозяин — Валерий Бондарь — с этого года принимает гостей на своей агроусадьбе в деревне Лоша. Всего в районе восемь таких уголков отдыха. С каждым годом движение инвесторов в сферу агротуризма становится более заметным.

Но не только природой славится Узденщина. Здешняя земля взрастила целую плеяду талантливых людей. Одна только знаменитая деревня Низок стала малой родиной сразу трех мастеров слова: Павлюка Труса, Кондрата Крапивы, Лидии Арабей. Об именитых земляках рассказывает лишь небольшая экспозиция в местном музее. И знают об этом, увы, не многие.

Пока чрезвычайно скромно обозначен и исток Немана, единственной из крупных рек страны, берущей начало в своих вотчинах. Днепр, Двина, Припять и некоторые другие — трансграничные: к нам они приходят и также уходят в другие страны. А Неман начинает собирать свои воды с едва заметного ручейка именно на Узденщине, за околицей деревеньки Верх-Неман. Разве такое место не достойно особого внимания? Обустроить его так же, как, скажем, исток Волги, конечно, не получится. Но все же…

А бывшая усадьба Якуба Наркевича-Иодко в Наднемане. Или Кальвинский сбор в поселке Первомайск, памятник архитектуры XVII столетия, внесенный в список объектов мирового культурного наследия. Дойдут ли до них когда-нибудь руки?

— Вся беда в недостатке средств, — объясняет Вячеслав Пахольчик. — Хотя по-доброму, все подобные знаковые уголки имеют право на особый статус и особый досмотр.

Председатель райисполкома не теряет надежды, что это обязательно произойдет. И на богатой историей земле Узденщины появятся новые туристические маршруты.

Николай КОРОЛЬ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter