Истины Неба

Лао–цзы то ли жил, то ли нет. Доподлинно это не знает никто. Существуют одни легенды...

Когда узнали, что красивое красиво, появилось безобразное

Когда узнали, что доброе хорошо, появилось зло

Поэтому бытие и небытие порождают друг друга

Трудное и легкое создают друг друга

Длинное и короткое сравниваются

Высокое и низкое соотносятся

Звуки образуют мелодию

Начало и конец чередуются

Потому–то мудрый свершает в бездействии

Учит безмолвно, вызывает перемены безучастно

Творит бескорыстно, начинает без усилий

Завершая, не гордится

Не гордится, и его не избегают


Да простит меня Небо, когда я попробую взглянуть на проблемы советского сельского хозяйства с помощью древнекитайских мудрецов. Я уверен, что их объединяет, по меньшей мере, одна вещь. Ее называют Вечностью...


Лао–цзы то ли жил, то ли нет. Доподлинно это не знает никто. Существуют одни легенды. Однако до чего красиво в них излагают. Вот как, например, пишут о его рождении: «Мать его увидела, как солнечное семя устремилось вниз, подобно метеору, и залетело ей прямо в рот, и после этого она понесла. Родился он в возрасте 72 лет, под сливовым деревом, что росло в области Чань, с седой головой, и поэтому дали ему имя Лао–цзы (старый ребенок)». Конечно, в противовес этой версии знатоки того периода китайской истории, который следует называть Периодом сражающихся царств, в который точно жил Конфуций и предположительно жил Лао–цзы, обязательно должны заявить, что иероглиф «цзы» означал тогда одновременно и понятие «мудрец». Так что имя «Старый ребенок» можно читать и как «Старый мудрец».


«Развитие мичуринской теории, особенно по вопросу о жизненности организмов, позволило глубже понять тот характерный факт, что все живые организмы — животные, птицы, рыбы, растения — питаются не одним каким–либо элементом пищи, не однородной, не однообразной пищей, а питаются разнообразной пищей. Разнообразие пищи повышает жизненность организмов, их продуктивность, а однообразие пищи снижает ее. Наука не знает ни одного биологического вида растений и животных, который питался бы всю жизнь одним элементом пищи или однообразной пищей. Из одного элемента пищи, будь то азот или фосфор, организм не построит свое тело. И не случайно все живое стремится к разнообразию пищи. Этот закон подчиняет себе и жизнь микробов. Для них также требуется разнообразие органической и минеральной пищи. А так как микробы в почве и на корнях растений передвигаются крайне медленно, то это разнообразие пищи должно быть в каждом кусочке удобрения, на котором они развиваются. Вот почему органическое удобрение: фосфорное, калийное и известковое нужно вносить в подзолистую почву не раздельно, а обязательно в смеси, чтобы в каждом комочке удобрения было все пищевое разнообразие» («О повышении плодородия почв и урожайности в нечерноземной полосе», 8.07.1953).


Вы удивитесь, но даже Лао–цзы мог бы позавидовать причудливости биографии Трофима Лысенко, один из советов которого колхозникам Глубокского района мы только что привели. Выучившись читать и писать только в 13 лет, Октябрьскую революцию он встретил 19–летним уманским садоводом. А через 10 лет о нем уже писала «Правда» как об уникальном босоногом профессоре. Еще через восемь лет агроном Трофим Лысенко был награжден орденом Ленина, стал действительным членом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (ВАСХНИЛ). Вскоре начнется его знаменитое противостояние с генетиками, которое только сперва кажется, что закончится после того, как в октябре 1955 года 297 ученых направили в Президиум ЦК КПСС не менее знаменитое «письмо трехсот» с критикой деятельности Лысенко. На самом деле даже инициированная коллегами отставка Лысенко с поста президента ВАСХНИЛ не лишила его влиятельности у руководителей страны. Хрущев подтвердил это, когда в 1961 году вернул Трофима Денисовича к руководству сельхозакадемией. И только отставка самого известного колхозника из всех партийцев окончательно низвергла и Лысенко. Последние 10 лет жизни он работал заведующим лабораторией экспериментальной научно–исследовательской базы АН СССР «Горки Ленинские».


«В своем выступлении на республиканском совещании передовиков сельского хозяйства товарищ Н.С.Хрущев указал на необходимость в условиях Белоруссии широкого разведения гусей и уток. «Здесь должно быть царство водоплавающей птицы», — сказал Никита Сергеевич. Резервы увеличения производства птичьего мяса за счет усиленного разведения гусей и уток огромны. Они заключаются в высокой плодовитости и скороспелости этих видов птицы, в их способности использовать естественный корм водоемов и пастбищ при незначительных затратах концентрированных кормов на производство единицы продукции... Насколько плохо используется этот важный резерв увеличения производства мяса, можно убедительно показать на примере Витебской области. Если бы в прошлом году здесь получили от одной гусыни в среднем хотя бы по шесть гусят, а от одной утки — 15 утят, то при имевшемся маточном поголовье колхозы области смогли бы произвести около 600 тонн гусиного и утиного мяса. Фактически же производство птичьего мяса (причем по всем видам птицы) составило лишь 158 тонн. К тому же следует учесть, что в Витебской области широко распространены китайские гуси и их помеси, от которых можно получить по 15 — 20 гусят, а от каждой утки до 50 утят. Таким образом, выход мяса мог быть еще более высоким. Разве можно пренебрегать таким резервом?» («У нас должно быть царство водоплавающей птицы», 4.06.1958).


«Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего не сделает. Кто осторожно оканчивает свое дело, как начал, тот потерпит неудачи». Вспоминая Лао–цзы, нам мало сказать, что он считается основателем даосизма. Согласно его заветам, родившись, человек уже в дао, он более в себе, чем в дальнейшей жизни, налагающей на него условия и обязанности. Сам Лао–цзы, по наиболее распространенной версии, родился в деревне Цзюйжэнь царства Чу в 579 г. до н.э. Звали его Ли Эр, и работал он скромным хранителем архивов в государственной библиотеке царства Чжоу. Изучал книги, искал Истину в них и писал труд всей своей жизни — «Дао дэ цзин». Написанная на бамбуковых планках, она занимала 3 телеги, состояла из 81 главы и 5.000 иероглифов. Через метафоры, аллегории и афоризмы мудрец Ли Эр изложил свое видение мира и оставил свой труд у начальника пограничной заставы при отъезде на запад, в сторону Индии. По преданию, начальник заставил мыслителя оставить свою мудрость в родном государстве, и Лао-цзы уехал далее верхом на черном буйволе, распрощавшись со страной, раздираемой смутами, и подарив ей свое творение, исполненное высшей мудрости.


«Большой ущерб садоводству республики нанесли гитлеровские захватчики. За годы войны общая площадь насаждений уменьшилась в 2,6 раза, а на приусадебных участках колхозников она сократилась более чем в три раза. Почти полностью были ликвидированы все государственные и колхозные плодово–ягодные питомники. В числе первых послевоенных мероприятий Советского правительства было проведение в 1945 году Всесоюзной переписи плодово–ягодных насаждений... Вторая Всесоюзная перепись проводилась в 1952 году. И вот, спустя восемнадцать лет, состоится третья Всесоюзная перепись плодово–ягодных насаждений и виноградников... Учету подлежат культурные плодово–ягодные насаждения в обособленных садах и отдельно стоящие плодовые деревья вне сада (по межам, во дворах и т.д.), предназначенные для получения урожая. Не подлежат переписи дикорастущие плодовые деревья, плодовые деревья в защитных лесных насаждениях, культурные декоративные плодово–ягодные насаждения» («Цвести садам!», 23.07.1970).


Как говорят учебники по философии, основы даосизма составляют принципы недеяния и бездействия, «пути», что есть дао всех вещей. Дао само определяет целесообразность вещей, явлений, исканий. Остается только следовать ему, самому стать путем. Сегодня, когда мы вместе заглядываем в старые газеты, когда в поиске пути и направления находим целую россыпь удивительных вещей («Многие считают, что пасти скот — дело совсем несложное: выпустил на пастбище — и стой в стороне, посматривай, чтобы не разбежался. Это неверно. Работа пастуха очень хлопотливая, она требует опыта, сноровки, а главное — добросовестности, любви к животным» («Колхозный пастух», 28.07.1956); «При обнаружении колорадского жука или его личинок следует умертвить найденного вредителя в бутылке с керосином или раствором соли, а о месте сообщить агроному колхоза, совхоза или карантинной инспекции» («Опасный вредитель посевов», 14.07.1961), когда все так же, как и прежде, ищем ключ к своей земной жизни, китайские истины подходят как нельзя лучше.


Что нужнее — слава или жизнь?

Что дороже — жизнь или богатство?

Что опаснее — получить или потерять?

Много сбережешь, многого и лишишься

Много скопишь, много и потеряешь

Знай меру, не будет неудач

Знай предел, не будет риска

Вот и проживешь долго.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter