Истина всегда посередине

О социальных процессах

Министр внутренних дел Испании Хорхе Диас поразил если не «гидру мировой революции», то уж, точно, правозащитников, интернет–сообщество и политические партии — причем не только в Испании. Высокопоставленный чиновник предложил ужесточить наказания для организаторов уличных протестов, «серьезно нарушающих общественный порядок». Глава МВД убежден, что тюремный срок за это должен быть не меньше 2 лет. Кроме этого, Диас настаивает, что «попытки организовать сопряженные с насилием демонстрации, в том числе через социальные сети», должны быть уголовно наказуемы.


Иными словами, столь распространенные сегодня флешмобы и даже само участие в их интернет–обсуждении, по мнению министра, становятся криминалом. А уж если они, не дай бог, привели к уличным беспорядкам — то это государственное преступление. Испанские правозащитники и левые партии по привычке сделали идеологическую стойку, раскритиковав новые полицейские инициативы. Однако их реакция отражает скорее внутрикорпоративные интересы своего «цеха» — тяжело отказываться от старых догм, которые столько лет неплохо их кормили в политике... Но как обстоит дело с точки зрения интересов всего общества? Тут есть о чем задуматься, в том числе и о таком новом явлении, как «насилие, организованное через социальные сети».


Удивительно, но подобные споры звучат нынче в стране, когда–то давшей миру яркий пример политической толерантности и компромисса — знаменитые пакты Монклоа. При переходе от франкизма к демократии в 1977 году по инициативе премьер–министра — кстати, франкиста — Адольфо Суареса в его резиденции Монклоа были подписаны соглашения между различными политическими силами Испании о сотрудничестве в достижении общенациональных целей и взаимном отказе от мести. И что же должно было произойти с Испанией, если, выходя из диктатуры, она готова была к диалогу, а сейчас, на пике демократии, вдруг вспомнила о жестком контроле?


Конечно, можно иронизировать по этому поводу — вот, мол, докатилась демократичная Европа! — но почему–то не хочется. Особенно после увиденных телекартинок: сотни сгоревших автомобилей в Париже, погромы в Лондоне, пожары в Афинах, подбирающиеся к древнему Акрополю, а также, мягко говоря, жесткий разгон демонстрантов движения «Захвати Уолл–стрит». Что ж, перегибы, конечно, на местах есть, причем с обеих сторон, но и проблема — тоже всемирного масштаба.


Все дело в том, что научно–технический прогресс всегда опережает социальный — это аксиома. Человек сначала изобретает что–то, а уж потом задумывается, как свое изобретение применить. И это еще хорошо, если, прежде чем задуматься, он успевает набить себе всего одну–две шишки. А порой бывает и одной шишки, например стертых атомной бомбой Хиросимы и Нагасаки, достаточно, чтобы договориться о правилах пользования опасным предметом. Вот так и с интернетом: он вдруг стремительно двинул социальные сети, социальные процессы. А куда двинул, никто не успел задуматься. И правил нету: одни требуют «запретить!», а другие кричат «все разрешить!».


А истина лежит посередине. Нужно привести в соответствие друг другу интернет и социальные процессы. И сделать это нужно самим властям, иначе за них это сделают другие, а тогда уж никакие предложения испанского МВД не помогут. И нужно пользоваться интернетом во благо социума, а не наоборот. Ведь каждый юзер социальных сетей становится активным участником социального обмена. Но становится ли он при этом сознательным участником? Чтобы это произошло, нужно, чтобы в сети заработали организующие потоки — не запреты, а процессы, вовлекающие юзера в конструктивную социальную жизнь.


Мы в Беларуси поставили цель — информационная, умная экономика. А такая экономика без умного информационного гражданина невозможна. Без интернета — тоже. А власть — это центр «сети», аккумулирующий всю информацию, гибко реагирующий на весь ее свободный поток.


Как вы думаете, почему в свое время — в 1872 году — когда решили открыть самую свободную трибуну для ораторов, то отвели ей уголок в красивейшем месте Лондона — в Гайд–парке? Да потому, что зеленые деревья, живописные лужайки благотворно действовали на усмирение политических страстей и на зарождение мысли. Мысль — вот чем обмениваются люди, а интернет — только средство ее передачи. И в интересах всего общества сделать так, чтобы передаваемая информация работала на созидание, а не на разрушение. Так поступают сегодня во всех европейских странах, жестко и решительно усмиряя виртуальных смутьянов, да и не только виртуальных.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter