Истина в зерне

Могут  ли  противостоять  мировому  продовольственному  кризису  производители  зерна  в  Cоюзном  государстве?

Могут  ли  противостоять  мировому  продовольственному  кризису  производители  зерна  в  Cоюзном  государстве? 

Так уж исторически сложилось, что Беларусь и Российскую Федерацию объединяет вековое стремление вырастить хлебный каравай собственными руками. Иллюзии, подогреваемые пиарщиками прозападных ценностей, относительно того, что дешевле хлеб закупить за границей, чем вырастить самим, на поверку оказались не более чем антигосударственной провокацией.

Сегодня во всем мире запасы продовольственного и фуражного зерна приобрели статус золотого запаса, который обеспечивает наравне с энергетическими ресурсами безопасность любой страны. Впрочем, никто из мировых производителей и не горит желанием распродавать без учета собственных  потребностей стратегические запасы продовольственной пшеницы, кукурузы или риса. Не случайно российский президент Дмитрий Медведев на недавней встрече лидеров «восьмерки» в Японии предложил созвать «зерновой саммит», в котором будут участвовать крупнейшие мировые производители зерна. Только они в состоянии выработать стратегию цен и стабилизации зернового рынка, позволят населению планеты избежать глобального дефицита основы питания – хлеба. В 2007 году Российская Федерация вошла в тройку крупнейших в мире производителей и продавцов зерна. Она поставила на экспорт около 13 миллионов тонн зерна в страны Европы, а также Африки и Азии. В нынешнем году на полях России получен рекордный урожай – около 100 миллионов тонн зерна. Министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев убежден, что в ближайшее пятилетие валовое производство зерновых культур возрастет, как минимум, в полтора раза. Для примера: еще один значимый производитель зерна на просторах СНГ — Казахстан — получил в нынешнем сезоне урожай около 18 миллионов тонн, что позволит стране полностью удовлетворить внутренние потребности населения. Около 6 миллионов тонн зерна Казахстан выставит на продажу.   

Способна ли активно развивающаяся зерновая отрасль Беларуси выдвинуться в разряд одного из европейских экспортеров? Практика показывает: мы, как никогда, близки к реализации этой задачи. Вопреки скептическим оценкам и прогнозам хозяйства Беларуси впервые в истории собрали в бункерном весе более 9,3 миллиона тонн зерна. Помимо этого, они еще произвели 620 тысяч тонн семян рапса и около 700 тысяч тонн кукурузы. Причем в каждой из областей намолотили более миллиона тонн зерна. Очевидно, что в нынешнем году сельхозпроизводители Союзного государства программу максимум выполнили. Успехи отечественного зернового хозяйства реально оцениваются как итог планомерной и целенаправленной работы всего АПК страны. Белорусские земледельцы не только применяют высокоурожайные сорта и современную агрокультуру, но и переоснастили за последние годы хозяйства энергонасыщенной техникой, преимущественно отечественного производства. Очевиден и рост средней урожайности зерновых – от 19,1 центнера с гектара в 1998 году до 38,8 центнера с гектара в 2008 году.

По оценке заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Василия Павловского, в нынешнем сезоне прежней битве за урожай была противопоставлена не только требовательность, но и организованность всех звеньев, задействованных в жатве. Отечественные производители сельхозтехники не отсиживались в цехах, а создавали в регионах рабочие группы по гарантийному обслуживанию и ремонту техники. На помощь хозяйствам, где недоставало высокопроизводительной техники, оперативно направлялись механизированные отряды предприятий райагросервиса.  Нынешний урожай позволит обеспечить потребности семенных фондов в объеме около 800 тысяч тонн, а также не менее 600 тысяч тонн зерновых использовать в качестве натуроплаты помогавшим в уборке крестьянам и обслуживающим организациям. Что касается импорта зерна, то из-за рубежа его будет ввезено около 150 тысяч тонн, преимущественно  твердых сортов пшеницы с повышенным содержанием клейковины для нужд хлебопекарной отрасли. 

Отличительная черта уборочной страды в Беларуси — традиционная помощь в уборке урожая земледельцам соседних регионов России. Экономика двух стран тесно завязана на промышленной кооперации, в частности, только ПО «Гомсельмаш» получает комплектующие узлы и агрегаты почти со 100 российских предприятий. Значительно возросли поставки комбайнов в такие зерновые регионы, как Ставрополье, Алтай, Краснодарский край и Поволжье. До начала 2009 года гомельские производители готовы поставить не только россиянам, но и в Украину около 500 высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов. Всего же гомсельмашевцы способны произвести на экспорт около трех тысяч машин. Однако основной потребитель белорусской сельхозтехники, как и прежде, российские хозяйства. На протяжении ряда лет они заготавливают корма самоходными комбайнами нового поколения «Полесье-600», которые собраны на совместном белорусско-российском предприятии «Брянсксельмаш». Как высокоэффективные и надежные в эксплуатации зарекомендовали себя на российском рынке посевные агрегаты, сеялки и зерноуборочные комбайны «Лида-1300», изготовленные в ОАО «Лидагропроммаш». Практически не уступили свою нишу на полях соседнего государства и всемирно известные тракторы «Беларус», причем машины нового поколения. Им отдают предпочтение в условиях рынка российские торговые дома и дилеры. Наращивание экспорта и интеграционных связей между сельхозпроизводителями Союзного государства — один из основных внешнеэкономических приоритетов союзной политики. Нет такого российского аграрного региона, где бы не побывали правительственные делегации во главе с премьер-министром Беларуси Сергеем Сидорским.

Причем сотрудничество союзных  аграрников охватывает и новые области, в частности семеноводство. Какие семена должны формировать основу зернового хозяйства двух стран – районированные импортные или испытанные отечественные культуры? Зерновые белорусской селекции хотя и менее урожайны, но неприхотливы и устойчивы к погодным аномалиям. Они в большей мере отвечают климатическим условиям большинства российских аграрных регионов. Поэтому перед учеными двух стран на ближайшие годы стоит ряд важных задач, от решения которых будет зависеть судьба совместного каравая.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter