Истина — в «яблоке»?

Тридцать лет назад компания «Apple» показала миру «Macintosh»

У современного компьютера — юбилей. Тридцать лет назад компания «Apple» показала миру «Macintosh». Относительно небольшой ящичек по сравнению с громадными вычислительными машинами был предназначен не столько для составления алгоритмов и выполнения арифметических действий, сколько для персонального пользования.

Несмотря на стоимость в $ 2,5 тыс., все-таки нашлось несколько сотен желающих поставить компьютер у себя дома. Так на рабочих столах появились «Маки» со 128 килобайтами оперативной памяти, без жесткого диска и вентилятора. Остальные, не поддержавшие долларом новинку, с любопытством присматривались к «феномену-1984». Ведь американцы были заинтригованы загадочным роликом, прошедшим в телетрансляции между таймами финального бейсбольного матча Америки накануне презентации. Зрителей честно предупредили: в ближайшее время наступит грандиозное событие.

И хотя коммерчески проект провалился, тот первый «Мак» стал прародителем целой династии «яблочных» компьютеров. Да что там — персональных компьютеров в целом.

Правда, как и у людей на четвертом десятке, у техники, похоже, тоже случается нечто вроде «кризиса среднего возраста»: так же хочется выглядеть моложе, тоньше, меньше, сохраняя при этом свое содержание. Потому в XXI веке стационарный компьютер считается уже чуть ли не пережитком минувшей эпохи. И даже легкие и переносные ноутбук и нетбук, следующие поколения ПК, не всегда удобны для массовых пользователей, которым достаточно широкого экрана, чтобы созерцать, а не создавать. Потому с невиданной скоростью популярность набирают планшеты и смартфоны — «смесь» телефона и компьютера. Так, например, в прошлом году нашли своих владельцев во всем мире более 220 млн. планшетов (рост почти на 60 % к уровню 2012-го) и свыше 1 млрд. смарт¬фонов (на 40 % больше по сравнению с годом ранее). В то же время продажи компьютеров упали на 10 %. Это наихудший показатель за последнее десятилетие.

Но даже в этом есть свои интриги. По итогам года покупатели чаще всего останавливали свой выбор на моделях от «Lenovo». В результате сегодня китайской компании принадлежит 16,9 % рынка персональных ПК. Старичку «Hewlett Packard» — 16,2 %, потерявшему более 9 %. Далее следуют «Dell» — 11,6 % (падение на 2,2 %), «Acer» — 8,1 % рынка (минус 28,1 %) и «Asus» — 6,3 % (падение на 17,7 %). Доля «Apple», выходит, и того меньше. Но благодаря удобной графической системе и интересному дизайну «яблочные» модели считаются престижными среди творческих людей, в том числе дизайнеров, иллюстраторов, полиграфистов. Восполняют популярность и доходы «Apple» другие гаджеты — востребованные нынче планшеты и смартфоны, во внешнем виде и функционале которых компания Стива Джобса произвела революцию, как и 30 лет назад в случае с компьютером. Таким образом, не всегда срабатывает установка, что реклама — двигатель торговли. Ведь в 1984-м Джобс благодаря одному громкому обещанию сэкономил $ 30 млн. и заодно сделал рекламу всем своим последователям-конкурентам. Получается, что идея движет сбытом, подогревая интерес и желание прикоснуться к чуду технического прогресса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter