Что показывают проводимые ФПБ и МАРТ мониторинги по контролю за ценами на социально значимые товары

Истина в цене

Пандемия коронавируса сегодня так или иначе влияет на все сферы. Помните, как с приходом весны люди побежали в магазины и стали массово запасаться продуктами на случай возможного карантина? С полок сметали гречку, сахар, макароны, а также имбирь и лимоны, которые якобы защищают от вируса. Ажиотаж спровоцировал резкий рост цен по некоторым позициям. Но благодаря вовремя принятым мерам ситуация стабилизировалась: она управляема и прогнозируема. Регулярный мониторинг цен на социально значимые товары предупреждает спекулятивное завышение их стоимости, параллельно все заинтересованные ведомства следят за ассортиментом товаров. Корреспондент «Р» вместе с представителями Федерации профсоюзов прошлись по мелким торговым точкам и крупным гипермаркетам и промониторили цены.

Сегодня в отделе с крупами глаза разбегаются от разнообразия: цены варьируются, есть товар на любой кошелек.

Продукты по списку

Федерация профсоюзов Беларуси — среди инициаторов регулирования цен на товары, без которых потребителю не обойтись. Представители городских, областных и районных объединений ФПБ отслеживают ситуацию на местах, посещая магазины шаговой доступности и точки крупных торговых сетей — как государственной, так и частной формы собственности. Как проходит «народный» мониторинг, «Р» рассказал Дмитрий Шевчук, начальник главного управления социального партнерства и трудовых отношений аппарата совета Федерации профсоюзов:

— В работу по мониторингу цен мы включились еще с мая 2017 года. За стоимостью продуктов на прилавках по всей стране следим с 20 по 25 число каждого месяца. Анализируются 72 позиции, из которых складывается потребительская корзина. Также мы наблюдаем за ситуацией с сезонной продукцией: картофелем, луком, морковью, свеклой, томатами и так далее. В прошлом году отмечался рост цен на некоторые традиционные для белорусов овощи. К примеру, весной стоимость капусты выросла более чем на 200 процентов. Чтобы такая ситуация не повторялась, ФПБ регулярно следит за этими показателями. Надо отметить, что в этом году на сезонные товары нет значительного роста цен. Ситуация под контролем.

Информацию собирают как в больших супермаркетах, так и в магазинах шаговой доступности. Мониторинг проходит во всех регионах страны.

Дмитрий Александрович акцентирует внимание: в связи с непростой ситуацией на фоне пандемии коронавируса с марта этого года мониторинг ФПБ стал еженедельным. В поле зрения — цены на товары первой необходимости. В списке  20 позиций. Это крупы, молочные изделия, мясо, животное и растительное масло, пшеничная мука, макароны и многое другое. Стоимость товаров по каждому наименованию вносится в специально разработанную компьютерную программу. Сведения поступают в базу данных, анализируются специалистами и сравниваются со статистикой прошлого месяца. Цены соотносятся с уровнем средней зарплаты, и делаются прогнозные показатели в отношении мер, которые надо предпринимать в том или ином районе страны. Дмитрий Шевчук уточняет:

— Информацией делимся с местными органами власти и Правительством. Тесно работаем с МАРТ, Совмином, производителями и представителями торговых сетей. Анализируем ситуацию со всех сторон, чтобы понять, на каком этапе поднялась цена — от изготовителя до конечного продавца. 

Так, в начале весны в связи с эпидситуацией заметно выросли цены на продовольственные товары, на которые был ажиотажный спрос. Среди них — лимоны, чеснок, имбирь. К примеру, цены на последний продукт доходили до 36 рублей за килограмм! Естественно, заинтересованные ведомства остановили спекулятивное завышение цен. К слову, в марте также стали пристально следить за ассортиментом в магазинах. Например, на полках сузился ассортимент товаров длительного хранения — мясных и рыбных консервов, круп, подсолнечного масла. Сейчас этот вопрос урегулирован.

В списке — 20 позиций. Это крупы, молочные изделия, мясо, животное и растительное масло, пшеничная мука, макароны и многое другое.

— Сегодня по результатам еженедельных мониторингов мы не наблюдаем явного превышения цен на социально значимые товары. Также не видим предпосылок для их резкого скачка в ближайшем будущем, — подытожил представитель ФПБ.

Ситуация под контролем

Во время еженедельного мониторинга цен в поле зрения — товары первой необходимости. Мы отправились в рейд и посмотрели, как представители ФПБ отслеживают ситуацию на местах. 

Разгар рабочего дня, Минск, улица Заславская. Направляемся в довольно крупный магазин продуктов, который пользуется спросом у местных жителей. 

Еще свежа в памяти ситуация в марте, когда прилавки с гречкой резко опустели из-за ажиотажа. Сегодня в отделе с крупами глаза разбегаются от разнообразия: цены варьируются, есть товар на любой кошелек. Светлана Блажевская, председатель Центрального районного города Минска объединения организаций профсоюзов, рассматривает продукцию. Так, бюджетный вариант гречки стоит 2 рубля 89 копеек за 700-граммовую пачку, 4 рубля 51 копейку придется отдать за более элитный сорт.

Цены на социально значимые товары находятся под контролем.

Проходим к другому прилавку. С макаронами тоже проблем нет — тут цены более чем демократичные. Есть спагетти за 75 копеек, бабочки за 80 копеек, спиральки и рожки в пределах 2—3 рублей, фетучини, или гнезда, около 5 рублей за пачку. Светлана Сергеевна тщательно записывает цены и сравнивает их с предыдущими показателями — роста стоимости этих товаров нет:

— Цены варьируются в зависимости от брендов, но в целом они стабильны. Такая же ситуация и с молочной продукцией — во время еженедельного мониторинга мы обращаем внимание на стоимость сливочного масла, коровьего молока.

Светлана Блажевская вносит данные в таблицу специальной программы, установленной на планшете, указывая цену товара нужной категории. Данные обрабатываются автоматически. То же проделывает и с мясной продукцией: обращаем внимание на стоимость свинины, курицы, мясных консервов. Покупатели, кажется, уже привыкли к таким мониторингам — внимательно следят за процессом, прислушиваются к нашему разговору.

Такого ажиотажа в магазинах, как был в марте, сейчас нет. Ассортимент товаров большой, очередей нет.

Светлана Блажевская делится наблюдениями:

— Часто замечаю, как люди сами фотографируют ценники. Некоторые для того, чтобы показать членам семьи, некоторые — для сравнения с предыдущими показателями. Мы же всегда прислушиваемся к просьбам покупателей обратить внимание на тот или иной товар. Тесно контактируем с потребителями, учитываем все их замечания и пытаемся разобраться. 

Всего в достатке

Мы прошлись по торговым точкам в спальных районах Минска, чтобы узнать мнение покупателей. В популярном магазине на Партизанском проспекте даже в разгар рабочего дня много клиентов — большинство из них в защитных масках и с четким списком продуктов в руках. Ажиотажа — все выбирают товар спокойно, тщательно рассматривая его со всех сторон. Многие перед покупкой изучают ценники и выбирают продукты по оптимальной стоимости. Пенсионерка Лариса Ивановна замечает:

— В моем холодильнике ежедневно есть пять определенных продуктов. Это молоко, масло, сметана, сыр, куриная колбаса, хлеб. Время от времени восполняю запасы гречки, макарон, муки. Ценники не огорчают — в пределах разумного. Да и выбор большой.

Светлана Блажевская вносит данные в таблицу специальной программы, указывая цену товара нужной категории. Данные обрабатываются автоматически.

Молодая мама рассматривает прилавок с фруктами. Берет бананы, апельсины, лимоны, яблоки. Пополняет свою корзину и у полки с сезонными овощами и зеленью.

— Хорошо, что магазины сейчас контролируют. В принципе, тут все есть, ассортимент радует. Роста цен в мае я не замечала, надеюсь, так будет и летом. Но хорошо бы, чтобы стоимость товаров, особенно сезонных, контролировали и на небольших рынках под открытым небом. Бывает, продавцы-частники сильно накручивают цены на товары, которые даже в магазине можно купить намного дешевле, — сетует Диана. 

Посетителей прибавилось и в крупных гипермаркетах. На Рокоссовского, 2 автомобильная парковка гораздо более заполнена, чем месяц назад. 

— Покупателей стало больше, это очень заметно. Но и акционных товаров, мне кажется, тоже прибавилось. Лично я роста цен сейчас не наблюдаю, наоборот! Многие торговые точки стараются привлечь клиентов и делают большие скидки — народ идет закупаться. Это правильно — взаимовыгодное сотрудничество, — смеется отец двоих детей Денис Максимов. — Когда был «хапун», жена весь дом заполнила крупами, макаронами и банками с тушенкой. Теперь не знаем, куда от них деться! А в магазине сейчас покупаем свежие овощи, фрукты, ягоды и мясо — цены приемлемые. Хорошо, что их мониторят. 

КОМПЕТЕНТНЫЙ  КОММЕНТАРИЙ

Вопросы ценового регулирования никогда не теряют актуальности. Министерство антимонопольного регулирования и торговли на постоянной основе проводит мониторинги цен на социально значимые товары. Однако перед ведомством поставили задачу усилить контроль, сообщили корреспонденту «Р» в аналитическом управлении МАРТ:

— В конце первого квартала этого года на фоне влияния негативных внешних факторов фактически сложившийся уровень инфляции превысил целевое значение. В этих условиях и в целях недопущения роста цен и обеспечения потребительского рынка товарами Правительством в апреле было принято постановление № 184, которым устанавливался мораторий на рост цен больше 0,5 процента в месяц. На данный момент оно признано утратившим силу, поскольку выполнило свою функцию. 

В апреле постановлением Совмина № 205 был расширен перечень социально значимых товаров, на которые распространяется временное государственное регулирование цен. Список расширен до 30 позиций. 

На фоне стабилизации ситуации постановление Правительства № 184 сменило постановление МАРТ № 30, вводящее регулирование цен на социально значимые товары в течение 90 дней, и № 27, которым установлено регулирование цен на маски и дезинфицирующие средства.

В настоящее время все эти шаги в совокупности позволяют поддерживать ценовую стабильность на потребительском рынке страны.

Напомним, к социально значимым товарам, на которые может распространяться временное государственное регулирование цен, относятся свежая рыба (семейство карповых), масло сливочное, мука пшеничная, масло подсолнечное и рапсовое, соль, мясо (говядина, свинина, мясо кур и цыплят-бройлеров), отрубы и крупнокусковые полуфабрикаты, колбасы вареные, сосиски, сардельки, куриные яйца, мясные и рыбные консервы, молоко сухое и коровье пастеризованное, кефир, сметана, творог, питьевая вода, мыло твердое и хозяйственное, спички, подгузники, туалетная бумага и др. С полным списком товаров можно ознакомиться на сайтах МАРТ и pravo.by.

— В середине мая постановлением МАРТ № 36 данный список детализировали и скорректировали особенности регулирования цен на социально значимые товары. Для импортеров при формировании цен на социально значимые товары установлено ограничение уровня рентабельности не выше 10 процентов. Дополнительно уточнено определение структуры отпускной цены импортера, в которую включаются контрактные цены, расходы по импорту, расходы на реализацию и рентабельность. Определено регулирование оптовых надбавок, применяемых предприятиями, осуществляющими оптовую торговлю социально значимыми товарами, при реализации другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для использования таких товаров в их деятельности.

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хранение и реализацию стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров и (или) заготовку у сельскохозяйственных производителей и населения, разрешено суммировать к цене приобретения расходы по заготовке, хранению и транспортировке, — отметили в аналитическом управлении МАРТ.

Бизнес, как правило, ответственно относится к выполнению рекомендаций и требований постановлений МАРТ, а результаты недавних мониторингов свидетельствуют о том, что законодательство о ценах и ценообразовании не соблюдается реже всего по сравнению с иными видами нарушений.

ypopko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter