Истина в… профилактике

Профессор  Александр  Мрочек  советует  не  игнорировать  сердце,  которое  «пошаливает»

Профессор  Александр  Мрочек  советует  не  игнорировать  сердце,  которое  «пошаливает»

Именно в октябре, обозначенном в нашей стране как месяц профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, «Р» решила провести «прямую линию» с директором Республиканского научно-практического центра «Кардиология», членом-корреспондентом НАН Беларуси, профессором Александром Мрочеком. Хотя, конечно, «сердечные» проблемы медицинскую общественность волнуют постоянно: больше всего людей ведь гибнет и становится инвалидами именно из-за заболеваний органов кровообращения. Как оказалось, много неравнодушных и среди тех, на кого направлено основное внимание кардиологов и кардиохирургов. Звонки, которые поступали на «прямую линию», тому свидетельство. Как отметил Александр Мрочек, в специалистов такой интерес людей к собственному здоровью вселяет надежду, что со временем невеселые пока цифры статистики изменятся в лучшую сторону.

Причина   прежде следствия

— Здравствуйте! Беспокоит Николай Петрович из Сморгони. Вопрос, может быть, очень простой, но хотелось бы услышать рекомендацию от специалиста вашего уровня. Возраст у меня за 50, работа сидячая, нервная. Сердце иногда, что называется, «пошаливает».

— Что значит «пошаливает»?

— Боль иногда ноющая, не могу вздохнуть глубоко…

— Симптомы, которые вы обозначили, вряд ли говорят о каком-то заболевании сердца. Но, тем не менее, каждая боль требует конкретного ее объяснения. Колющие боли в таком возрасте дает остеохондроз позвоночника, это могут быть и болезни пищевода, тиреоидит. Но с причинами нужно определиться, сделав электрокардиограмму, нагрузочные тесты. Тогда вы сможете спокойнее жить, быть уверенным в здоровье собственного сердца и определять стратегию своего поведения – бегать, прыгать, ограничивать или нет себя в труде.

— Александр Геннадьевич, у меня вопрос по сосудистым заболеваниям. Моему отцу 64 года, у него постоянно болит голова. Нам сказали, что это может быть от «засорения» сосудов головного мозга. Так ли это?

— Головная боль зависит от очень многих причин: неврологических,  сосудистых, травматических. Искать истинную надо методом исключения. Если, допустим, дело в сосудах, то надо узнать, в каких – сонных, внутренних, наружных? От ответов на эти вопросы вырабатывается тактика лечения.

— Петр, 61 год, Минск. По результатам обследований с сердцем все в порядке, но беспокоят постоянные боли в его области. Что это может быть?

— Причин боли в грудной клетке очень много: заболевания пищевода, мышц грудной клетки, ребер, межреберных мышц, заболевания позвоночника, средостения… Поэтому, если достоверно установлено, что сердце не является причиной болей, нужно искать истинную причину.

— Виктор Иванович Незверов из Оршанского района. Мой отец умер от инсульта в возрасте 55 лет.  Мне сейчас 53 года и давление высокое – до 180/130, несколько раз терял сознание. Мне бы не хотелось повторить судьбу отца…

— Конечно, предрасположенность к гипертензии передается по наследству и многие факторы, связанные с ее формированием, тоже. Но это совершенно не означает, что вас может постигнуть инсульт, потому что осложнения артериальной гипертензии могут быть разными. Тем не менее задача у вас одна – снижать давление любыми силами и средствами. Не стесняйтесь, просите, чтобы местные кардиологи подбирали вам оптимальный набор препаратов.

— С кардиологами в нашем районе проблема. А на прием в консультативно-диагностическое отделение в Минске, по крайней мере раньше, было не попасть, даже проделав такой дальний путь...

— Присылайте мне письмо, я проконтролирую, чтобы вас приняли, хотя проконсультировать вас могли бы и витебские специалисты — у вас есть выбор. По закону, кардиолог обязан дать вам направление на обследование, так что определяйтесь со своими правами.

Немного поясню для всех читателей, которые живут в районных центрах. Если у вас заболевание сердца, нужно немедленно отправиться к районному кардиологу за рекомендацией. Если терапевт не выписал направление, то он допустил ошибку. И кардиолог, если на то есть необходимость, не должен стать преградой на пути пациента на консультацию и лечение на более высоком уровне, например, в областном или республиканском кардиологических центрах. Теперь пациент ведь имеет право даже врача выбрать. Допустим, у человека впервые выявляется артериальная гипертензия. Его направляют к специалисту, который либо назначает адекватное лечение самостоятельно, либо, при затруднениях, отправляет на этап выше. В центре уже проведут дообследование на современном оборудовании и подтвердят либо опровергнут подозрения доктора.

С другой стороны – а это уже вопрос социальный – сегодня на врачей в районах возложено столько нагрузки, что они едва справляются с огромным потоком больных и адекватной оценкой их состояния: укомплектованность кардиологами в районах – 78 процентов.

— Здравствуйте, беспокоит Надежда Федоровна из Борисова, мне 48 лет. Не пью, не курю, хожу на работу и обратно исключительно пешком. Давление иногда «добирается» до 140/90, а вся  информационная литература советует: если оно поднимается до 140, то сразу — к врачу. Местные кардиологи никаких рекомендаций, как нормализовать давление и сберечь себя, не дают, повторяют одно: «Принимайте адельфан». Что мне делать?

— Показатели вашего давления еще не критические, но наблюдать за собой уже нужно. Если фиксируется давление более высокое, то это уже может создавать угрозу для здоровья и жизни. Судя по всему, вы человек грамотный, так что должны знать, что гипертензия формируется под воздействием многих факторов: наследственности, избыточной массы тела, чрезмерного употребления соли. Но если этих причин избежать невозможно, то основой профилактики и лечения является лекарственный препарат, поскольку инсульты, инфаркты и атеросклероз – следствие гепертензии. Адельфан – препарат действительно устаревший, выписываем мы его крайне редко. Вам нужно подобрать индивидуальное лечение, но вы понимаете, что это делается не по телефону. Я возьму на контроль вашу ситуацию и узнаю, почему пациенты борисовских кардиологов недовольны.

«Не   спешите   на  операционный   стол»

— Здравствуйте, звонят из Бреста, Вера Николаевна Конечная. Я хочу задать вопрос насчет мужа. Ему делали коронарографию и поставили в очередь на плановую операцию в РНПЦ «Кардиология». Прошло больше года, но его все не вызывают. Мы уже начинаем нервничать…

— Действительно, коронарография – метод, который позволяет выработать дальнейшую стратегию лечения. Но спешить с операцией не стоит. Поймите, это очень сложное полостное вмешательство, в таком случае нужно соотносить риск от осложнения заболевания и послеоперационный. Когда мы видим, что пациент подошел к крайней черте перед операцией, то таких мы вызываем без всяких очередей. Плановая очередь быстро идти не может, и вам не надо спешить. Если муж работо-способен, делает домашнюю работу при том лечении, которое принимает, то считайте, что все идет путем. Операция не спасение от всех бед. Наличие атеросклероза не является показанием для нее. Когда атеросклероз достигает такой степени, что сосуду не хватает кровотока для питания сердца или мозга, чтобы человек жил и работал нормально, вот тогда можно ложиться на операционный стол. Если ситуация обостряется, то только тогда бейте в колокол – появляйтесь у нас на улице Фабрициу-са, 23, мы вам не откажем. А пока принимайте препараты из группы статинов, которые вам наверняка прописали при постановке на учет.

— Здравствуйте! В 2000 году мне в центре делали шунтирование.  Можно ли сейчас проверить эти шунты?

— Проверить-то можно, но нужно ли? Метод достоверной проверки шунтов – коронарография, когда нужно зонд провести в сердце, да еще и попасть в шунты, чтобы их проконтрастировать. Лазить по сосудам ради интереса, конечно, никто не будет. И вам я это не советую. А вот если состояние ухудшилось, то не исключается и повреждение шунтов, при хорошем состоянии — радуйтесь жизни и не тревожьте ни себя, ни докторов.

— Я проходил консультацию в центре на платной основе в апреле.  Сейчас желательно пройти его во второй раз. Оно тоже будет платным?

— Все зависит от вашего самочувствия: если у вас все в порядке и вы хотите иметь кардиограмму для коллекции, то платно. Если у вас есть какие-то основания, скажем, боли в сердце, то можете проконсультироваться бесплатно, но в определенной последовательности – терапевт, кардиолог, которые дают направление к нам, затем наши специалисты.

— Орленок Мария Николаевна из Крупского района. С февраля 2005 года муж стоит в очереди на коронарографию – у него был обширный инфаркт и аневризма.  Из центра поступают все время отговорки: «ждите», «вы первые», «Минскую область мы не обслуживаем»… Сколько еще ждать?

— Ангиографические аппараты для проведения коронарографии есть во всех областях. Центр «Кардиология» выполняет это исследование в основном тем пациентам, которые будут здесь же оперироваться по поводу атеросклероза коронарных артерий. В Минской областной больнице открыт кардиологический диспансер, есть два ангиографа. Если медицинская карта вашего мужа находится у нас в центре, то по вашему личному запросу мы вышлем вам эти данные.

— Беспокоит Борис Зенонович из Столбцов, 61 год. В прошлом году в центре мне сделали стентирование. Скажите, имею ли право проконсультироваться еще раз, если опять неважно себя чувствую?

— Да,  вы можете это сделать.

  Шаботенко Александр Васильевич из Волковыска, 50 лет. В марте нынешнего года в центре мне проводили шунтирование Козлов Сергей Игоревич и Боровкова Людмила Васильевна. Благодаря им я выжил, передайте, пожалуйста, этим врачам мои самые лучшие пожелания!

К вам, Александр Геннадьевич, такие вопросы. Как мне быть дальше? Как долго принимать препараты? Принимают ли в консультационных отделениях эти врачи – ведь они «знают» мое сердце. И еще. Можно ли мне с таким диагнозом париться в бане – я любитель.

— О бане говорить лучше тогда, когда будете точно знать свое состояние.

Если речь о том, можете ли вы проконсультироваться с врачами, которые вас оперировали, то я в этом проблемы не вижу. Но есть ли в этом смысл? Кстати говоря, во многих странах в кардиологической специальности очень много специализаций. В Америке есть даже врач-кардиолог по борьбе с курением, он профессионал и знает, как убедить человека не курить. Говорю это для того, чтобы вы поняли: упомянутые вами  специалисты – первоклассные кардиохирурги, но они не занимаются профилактикой. Этому обучен кардиолог  поликлиники. Если вы хотите просто поговорить с кардиохирургами, то это одно, а если получить профессиональные рекомендации – другое. В нашем центре есть специалисты, которые могут вам их дать.

Между  «терпим»   и  «меняем»

— Александр Геннадьевич, беспокоит вас Наталья из Минска. У меня аритмия. Что вы мне можете подсказать?

— Разновидностей аритмий много: эктросисталия, мерцательная аритмия, трепетание, блокада… Какая у вас?

— Трепетание. С утра очень сильное сердцебиение. Бывает, во время прослушивания ритма сердце бьется, бьется, а потом нет…

— Знаете, вы говорите о таких признаках, которые явно требуют внимания специалистов. Для того чтобы сказать что-то конкретное, в первую очередь надо ознакомиться с кардиограммой, если этого недостаточно — провести холтеровское мониторирование, электрофизиологическое исследование. Лучше всего вам обратиться в специализированный центр, который располагается в Минске в  городском кардиологическом диспансере.

— Звонят из Солигорска. Моей маме 77 лет. У нее аритмия, принимает амиодорон, на который развивается сильная аллергия – «горит» кожа. Чем можно заменить препарат?

— Действительно, у этого препарата много различных побочных эффектов. Но то, что вы назвали, не описано как побочный эффект амиодорона. Вот, например, человек, принимающий его, не может находиться на солнце из-за эффекта фотосенсибилизации. Есть и другие побочные реакции. Но с другой стороны, он обладает самым сильным лечебным эффектом при аритмии. Заменить препарат сложно, но можно попытаться, в частности, таким, как соталол. Но есть препараты и других классов, которые тоже являются так называемыми антиаритмиками – аллапенин, пропанорм. Хочу вас предупредить, что менять антиаритмический препарат нужно в больнице, под наблюдением врача, потому что реакция со стороны сердца может быть непредсказуемой…

— Если можно, еще один вопрос. Давление у мамы может иногда подниматься до 180, а то и до 200. На эналаприл у нее тоже плохая реакция. Чем его можно заменить?

— Судя по всему, у вашей мамы непереносимость всей группы подобных препаратов — тех, что заканчиваются на «прил». И из-за этого кашель и першение в горле. Но хочу, чтобы вы знали, что эти симптомы означают, что лекарство хорошо работает. Здесь надо выбрать между «терпим» или «меняем».  Менять нужно на другие группы препаратов. Я мог бы сейчас их назвать, но мне кажется, что грамотнее будет, если с вами поработает кардиолог, глядя, что называется, в глаза вашей маме.

— Киркиж Любовь Дмитриевна, Витебская область. Мужу 60 лет. Диагноз врачей: резко снижена проходимость бронхов мелкого, среднего и крупного калибра, хронический абструктивный бронхит, эмфизема легких, гипертензия легочного сердца. Скажите, как можно поддержать сердце, так как лечение назначают в основном против астматического бронхита?

— Действительно, эмфизема легких, бронхиальная астма требуют использования лекарственных препаратов, которые противоречат в какой-то степени таким заболеваниям, как артериальная гипертензия. Надо выбирать: лечение какого заболевания является в данный момент наиболее необходимым. И это решение за вашим врачом. К сожалению, препараты для лечения одного заболевания могут обострять течение другого. Например, препарат против астмы может вызвать высокую частоту сердцебиения, следовательно, повысится артериальное давление и может обостриться ишемическая болезнь сердца. Поэтому наряду с бета-стимуляторами, ускоряющими ритм сердца, надо использовать бета-блокаторы, которые замедляют его, а это невозможно.

— Здравствуйте! Звоню из Гомеля, 58 лет. У меня сахарный диабет, принимаю препараты для его лечения и вдобавок ежедневно на ночь употребляю 75 мг кардиомагнила. Гипертензия особо не беспокоит, зато проблемы с ногами. Скажите, как можно поддерживать сердечно-сосудистую систему в норме?

— Все силы и средства вы должны употребить на нормализацию уровня глюкозы в крови. Если сахар высокий, то однозначно сердечно-сосудистая система будет страдать – разовьется атеросклероз, давление повысится. Осложнение со стороны сосудов ног называется диабетической микроангиопатией, и для ее предотвращения используют различные препараты. Например, вазопростан, который очень неплохо справляется со своей функцией при болях в мышцах ног, онемении и ощущении холода в стопах. Для снижения уровня холестерина необходимо использовать препараты из группы статинов – симвастатин, аторвастатин, розувостатин и другие. Их доза может варьироваться в широком диапазоне.

— Толкачев Н.С., Барановичи. Александр Геннадьевич, что собой представляет гипертрофия сердечных желудочков? Методика ее лечения медикаментозная или хирургическая?

— Гипертрофия – это утолщение мышечной стенки сердца, когда оно увеличивается в объеме, весе для того, чтобы обеспечить выброс нужного количества крови. Ситуация может развиваться, например, так: при высоком артериальном давлении для того чтобы выбросить кровь в большой  круг кровообращения, сердцу необходимо это давление преодолеть. Ему трудно, и оно увеличивает свою массу.  Так сердце становится мишенью артериальной гипертензии. Для информации: кроме сердца, органами-мишенями для артериальной гипертензии могут быть еще мозг и почки. 

К гипертрофии сердечных камер может привести врожденный порок сердца и наследственность. В каждой из этих ситуаций надо решать индивидуально, как лечить заболевание. Хирургические методики используются крайне редко, чаще всего – медикаментозные, направленные на нормализацию давления. В результате удачной коррекции гипертрофия может исчезнуть совсем.

— Беспокоит Наталья Михайловская, Речицкий район. Мужу 53 года, 3 года назад перенес инфаркт. Сейчас каждый день принимает кордорон из-за мерцательной  аритмии, но приступы повторяются регулярно – каждый день. Мы слышали, что в центре можно прижечь легочную артерию. Можно ли это сделать платно? Также мы готовы платно пройти курс лечения на аппарате ударно-волновой терапии, если он есть в центре. Как все это можно осуществить?

— Сразу отвечу на второй вопрос: аппарата ударно-волновой терапии, предназначенного для лечения сердца, у нас пока нет. Его покупка запланирована Министерством здравоохранения Беларуси  на следующий год. Сам метод еще недостаточно освоен специалистами во всем мире. Поэтому еще рано говорить о показаниях для его применения и о том, насколько он безопасен для пациента, —  должен быть накоплен определенный опыт.

Технология прижигания устьев легочных артерий в центре только осваивается. Наши специалисты прошли подготовку в ведущих клиниках мира, в крупном центре по лечению мерцательной аритмии города Томска. В ближайшем будущем она начнет активно использоваться и в РНПЦ «Кардиология». Обсудить вашу проблему более конкретно можно будет уже в следующем году. Вашему мужу придется стать на очередь для проведения этой операции, так как подобная медицинская помощь в нашей стране оказывается только на бесплатной основе.  

— Здравствуйте! Звонит Панова Лариса Витальевна из Гомеля, 82 года. Мое давление 180/75. Когда пытаюсь сбить верхнее, падает и нижнее. Чем это можно объяснить и можно ли снизить верхнее, чтобы нижнее не падало?

— Такое давление очень характерно для аортального порока, поэтому вам нужно проверить аортальные клапаны. Наиболее агрессивным в случаях их недостаточности бывает систолическое артериальное давление. Поэтому вы правильно делаете, что обращаете пристальное внимание именно на верхнюю отметку, пытаясь ее снизить. Кроме того, для лиц пожилого возраста характерно так называемое изолированное систолическое давление, но его опасность такая же, как при обычном высоком. Так что, кроме обследования у специалиста, снижайте давление, как и прежде, не опасаясь понизить нижнюю отметку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter