Исследуем мир

В прошлом году сальдо внешнеторгового баланса сложилось не в пользу Беларуси. Снижением импорта ситуацию можно нивелировать, но не кардинально изменить расстановку сил

В прошлом году сальдо внешнеторгового баланса сложилось не в пользу Беларуси. Снижением импорта ситуацию можно нивелировать, но не кардинально изменить расстановку сил. Ведь изрядную долю в поставках из-за рубежа занимает углеводородное сырье и инновационное оборудование. Сальдо повернется в нашу пользу, если белорусские экспортеры увеличат объемы реализации своей продукции за рубеж. И многое зависит оттого, насколько активно предприятия будут использовать механизмы маркетинговых исследований внешних рынков и формирования эффективных схем экспортных поставок.

В прошлом году импорт превысил объем экспорта на 1,66 миллиарда долларов. В этом году Беларусь должна изменить баланс в свою сторону, достигнув положительного сальдо не менее 500 миллионов долларов. Такая задача поставлена главой государства перед правительством и Нацбанком Беларуси. Разработан и комплекс мер по достижению в 2007 году положительного сальдо внешней торговли. В частности, по созданию и развитию товаропроводящей сети, а также освоению новых рынков сбыта белорусских товаров. 

Необходим основательный мониторинг внешних рынков. 

Как показывает практика, самый простой и дешевый источник информации — сеть Интернета. Впрочем, здесь чаще всего можно получить только общие сведения о рынке. Такие данные, кстати, размещают некоторые белорусские министерства и концерны на своих сайтах. Например, большую подборку статей можно найти на ресурсе отечественного «Беллегпрома». 

Ежеквартально обзоры рынков по отдельным товарным позициям предоставляют белорусские загранучреждения. Перечень интересующих товаров, по которым необходимы конъюн-ктурные обзоры, в начале каждого года направляют в МИД отраслевые министерства и ведомства страны, они же доводят полученную информацию до подведомственных предприятий. Кроме того, эта информация аккумулируется на Интернет-сайтах министерств. Так, в Минпроме и Минсельхозпроде для собственных производителей созданы информационные системы, которые позволяют на регулярной основе изучать зарубежные рынки, в том числе в разрезе цен и видов продукции. Банки данных маркетинговой информации есть в концернах «Беллесбумпром» и «Белгоспище-пром». Портал для оперативного обмена информацией о нефтехимической продукции создает концерн «Белнефтехим», уже разработано соответствующее программное обеспечение. Специализированную службу для формирования и ведения отраслевого банка данных маркетинговой информации планируется создать в концерне «Белбиофарм». Ведет работу в этом направлении и Минстройархитектуры, на базе которого предполагается создать русско-английский Интернет-портал — своеобразную электронную торговую площадку строительного комплекса Беларуси. 

Взаимодействие между за-гранучреждениями и отечественными производителями приносит свои плоды. В прошлом году по результатам мониторинга рынков деревообработки концерн «Беллесбумпром» запланировал ввести новые производственные мощности на своих предприятиях: ОАО «Борисовский ДОК», ОАО «Гомельдрев», ОАО «Ивацевичдрев», ЗАО «Пинскдрев» и других. В ближайшие 3 года увеличит свои мощности и ОАО «Гомельстекло». Причиной такого решения стал растущий спрос на стекло на многих зарубежных рынках. 

Отдельный разговор — о производствах, которые организованы с участием иностранного капитала. Зачастую зарубежный партнер не только приносит свои деньги и технологии, но и готовит почву для продвижения выпускаемой продукции. Так, например, в октябре 2006 года в Брестской области (поселок Дивин) создано предприятие с немецким капиталом «Лангхайнрих Конфектион Бел ГмбХ». Столовое и постельное белье, которое оно производит, пользуется спросом на рынке Германии. 

— Белорусским предприятиям стоит учитывать, что возможности экономических служб дипломатических представительств страны за рубежом небезграничны, — пояснил Валентин Филипчик, заместитель директора Департамента ВЭД МИД Беларуси. — Поэтому представляется целесообразным более активно использовать и другие источники информации: исследования специализированных агентств, собственных субъектов торгово-проводящей сети за рубежом, а также организовывать деловые переговоры с потенциальными партнерами, участвовать в международных выставках в Беларуси и за рубежом... 

Услугами специализированных агентств для мониторинга рынков можно воспользоваться как в нашей стране, так и за ее пределами. В Беларуси достаточно активно развивает это направление РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен (НЦМиКЦ)». В прошлом году количество заключенных центром договоров превысило 5 тысяч — в 1,4 раза больше, чем в 2005 году. Соответственно увеличивались и затраты отечественных субъектов хозяйствования на получение маркетинговых исследований. 

— Интересы у наших заказчиков обширные, — рассказал директор НЦМиКЦ Борис Смолкин. — Это получение информации о ценах, поиск деловых партнеров, обоснование открытия импортозамещающих производств, выбор наиболее оптимальных поставщиков товаров и услуг на наш рынок. 

При этом в центр обращаются предприятия самых разных форм собственности и отраслевой принадлежности. Стоимость одного исследования может колебаться в зависимости от количества источников информации, необходимости перевода с иностранных языков... По утверждению Бориса Смолкина, это вполне по средствам даже небольшому предприятию. 

По мнению некоторых экспертов, снизить издержки на получение исследований определенных рынков можно, обращаясь в маркетинговые агентства коллективно. Схема проста: несколько производителей аналогичной продукции заказывают маркетинговое исследование по интересующей тематике и соответственно делят затраты между собой. Инициатором может выступить и государственное ведомство, объединяющее этих производителей. Но, судя по опыту Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен, такая практика пока не прижилась в Беларуси. Отечественные предприятия, сообщил Б. Смол-кин, обращаются к исследователям индивидуально. 

Источники информации, которые используют специалисты НЦМиКЦ, весьма обширны: прямые соглашения заключены с ЮНКТАД, Евростатом, иностранными специализированными агентствами. Только в прошлом году было подписано около 20 соглашений с аналогичными структурами зарубежных стран. Кроме того, центру доступны различные информационные базы по отдельным видам продукции. Все это позволяет проводить исследования как соседних, так и далеких быстрорастущих рынков стран Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Африки. 

Надежным источником получения достоверной оперативной информации о них являются для предприятий субъекты собственной товаропроводящей сети, которые достаточно гибко реагируют на изменения рыночной конъюнктуры. Активно пользуются этим источником предприятия Минпрома, Минлесхоза, концерна «Белнефтехим» и др. Фактически структура товаропроводящей сети в зарубежных странах позволяет говорить о значимости этого источника сведений о внешних рынках. Она охватывает 24 страны и включает 179 субъектов ТПС с белорусскими инвестициями (данные Минторга Беларуси на начало 2006 года). В этом году планируется создать еще 72 таких субъекта. Безусловно, открыть собственное предприятие за рубежом — удовольствие не из дешевых, да и не всегда экономически выгодно. Большинству белорусских производителей это просто не по карману, поскольку не хватает опыта, специалистов, а также финансовых ресурсов. В таком случае проще действовать через косвенных субъектов — дилеров, дистрибьюторов и др. Есть и другой вариант — использовать уже созданные с участием белорусских капиталов предприятия как стартовую площадку для выхода на внешний рынок малых и средних предприятий, в том числе с использованием такой формы сотрудничества, как экспортная кооперация. 

В целом инвестиции в субъекты ТПС за рубежом дают серьезную отдачу. В прошлом году через собственные субъекты ТПС реализовано белорусских товаров более чем на $ 1 млрд. 

Среди прочих источников получения маркетинговой информации можно назвать деловые переговоры с поставщиками и потребителями продукции, участие в различных международных выставках и ярмарках и т.д. Полезные сведения, прежде всего о ценах, можно получить и в ходе тендерных продаж или закупок товаров. 

Для качественного мониторинга зарубежных рынков нужна система, говорят специалисты. Первые попытки ее выстроить налицо, однако говорить о завершении пока рано. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter