Испытание визой

С сегодняшнего дня на белорусско-польской границе действует визовый режим.
С сегодняшнего дня на белорусско-польской границе действует визовый режим. Отныне основным пропуском для посещения Польши становится виза. Что же несут с собой новые правила въезда и чем они чреваты для белорусов, попытались выяснить корреспонденты "СБ".

Беларусь, как известно, была против ужесточения режима пересечения границы, полагая, что подобные меры не будут способствовать расширению белорусско-польских контактов. Впрочем, и польские официальные лица признавали, что требование ЕС ввести визовый режим на всей восточной границе они выполняют без всякого энтузиазма. Потому, собственно, Варшава и предложила своим восточным соседям - Беларуси, Украине и России рассмотреть возможности максимального упрощения визовых формальностей как по стоимости, так и по процедуре. Результатом совместной работы стали три соглашения. Самым либеральным из них в Варшаве считают правила польско-украинских поездок: полякам никакие визы не нужны, а украинцы будут ездить в Польшу хоть и по визам, но зато бесплатным. В Москве и Минске подобную "дискриминацию" посчитали неприемлемой и пошли на заключение соглашения о поездках граждан на основе взаимности.

Это означает, что сегодня для получения польской визы необходимо потратить немало сил и времени. Во-первых, получить в одном из трех генеральных консульств Польши в Беларуси специальную визовую анкету и, вклеив свою фотографию, заполнить ее. К слову, в каждом из трех этих учреждений на специальных стендах вывешены образцы заполнения анкет, так что, получив в окошке консульства "прошение на выезд", можно тут же, не откладывая в долгий ящик, его заполнить. Впрочем, времени для этого дела предоставляется вволю.

Очереди соискателей польских виз выстраиваются такие же, как в советские времена за билетами на самолет, а то и побольше. Люди караулят свой час с ночи. Всякий вновь приходящий записывается в список, который ведут наиболее активные соискатели заветного польского штампа. К примеру, корреспондент "СБ", придя вчера около 8 утра к консульскому учреждению в Минске, оказался в списке в 5-й сотне.

Подобных мучений, однако, можно избежать. Если, к примеру, вы являетесь членом экипажа воздушного или морского гражданского судна либо участвуете в аварийных и спасательных работах. В данных случаях польская виза просто не нужна. Помимо этого, беспрепятственно вы окажетесь в Польше, если у вас в кармане виза государств Шенгенского соглашения или целью вашей поездки является Венгрия, Словакия либо Чехия. Бесплатные визы получают те, кому меньше 16 или больше 65 лет. В два раза дешевле оформление выездных документов обходится в случае, если вы решили наведаться к своим родственникам в Польше. В целом же с момента подачи всех необходимых документов и до получения ответа должно пройти 5 дней. Правда, этот процесс могут ускорить 34 доллара, подкрепленные соответствующими мотивациями спешки. На практике же, как отметили сотрудники генерального консульства Польши в Минске, визовые документы оформляются в течение 2 - 3 дней. К слову, ежедневно польское консульское учреждение в Минске оформляет около 300 виз, при том, что соискатели успевают подать более 300 документов на оформление.

В генеральном консульстве Польши в Гродно сообщили, что с начала сентября было выдано порядка 4.000 виз, в том числе в настоящее время ежедневно счастливыми обладателями заветного штампа в паспорте становятся порядка 250 человек. Причем накануне введения визового режима поток белорусских граждан увеличился. Тем временем в "брестском хранилище польских виз" с начала сентября разрешение на выезд получили 3.000 белорусов. Однако если в начале сентября консульство выдавало около 40 - 70 виз в день, то теперь эта цифра доходит до 300. Консульство в Бресте даже было вынуждено начать выдавать желающим посетить Польшу талончики, в которых указано время, когда можно будет сдать необходимые документы.

К слову, в белорусских загранучреждениях в Польше такого ажиотажа вокруг получения наших виз нет. Объясняется все довольно просто. Поляки, в принципе, меньше к нам ездят, чем мы к ним. Плюс ко всему выдачей белорусских виз занимаются целых четыре консульских учреждения. И все же белорусские представительства в Польше не простаивают и ежедневно выдают порядка 300 - 400 виз.

Примечательно, что поляки не менее белорусов опасаются введения виз. Практически все приграничные польские воеводства живут во многом за счет приграничной торговли. По словам мэра Тересполя Збигнева Банаха, визы понизят интенсивность движения через белорусско-польскую границу, что уменьшит объем торговли с Беларусью. К примеру, в Варминско-Мазурском воеводстве, граничащем, правда, с Калининградом, очередь на погранпереходах формируют "челноки". Главная статья дохода - сигареты, из-за высоких акцизов Евросоюза в Польше они стоят раза в два дороже. Представители воеводства признают: если партия небольшая, 10 - 20 блоков, то по неписаным правилам "челнокам" особых проблем не создают. Визы же могут изменить расклад. Сама дорога в Гданьск, до ближайшего консульства, и неудобна, и ощутимо бьет по зачастую безработному коммивояжеру.

Схожие настроения витают и среди белорусских граждан. Нам ведь есть что терять. К примеру, за январь - июль текущего года товарооборот только между Гродненской областью и Польшей составил 61,2 миллиона долларов, в том числе экспорт - 39,9 миллиона. Правда, при этом начальник отдела внешнеэкономической деятельности комитета экономики Гродненского облисполкома Виктор Зданчук подчеркнул, что качественных изменений в связи с введением виз не должно произойти, поскольку товарооборот формируется главным образом на основе контрактов между предприятиями. Однако совершенно иной взгляд на проблему в среде непосредственных участников пограничного товарооборота. Как раз вчера вечером из Минска в Польшу отправлялся один из последних поездов, пассажирам которого не требовались визы для пересечения границы. Своими настроениями с корреспондентом "СБ" поделился один из пассажиров поезда Москва - Варшава: "Визы скажутся на всех белорусах, как на "челноках", так и на тех, кто просто желает навестить своих родственников, уже хотя бы потому, что потребуется гораздо больше времени и средств на то, чтобы сфотографироваться, приехать в консульство, отстоять в очереди и, наконец, дождаться оформления документов".

Как ни странно, наступавшее на пятки время "Ч" никак не сказалось на желании белорусов вскочить в последний "безвизовый поезд". По словам пресс-секретаря таможни "Западный Буг" Сергея Максимова, ситуация в преддверии визового режима ничем особенным не отличалась. Машина, ставшая последней в очередь, проходит таможенный контроль в среднем в течение трех-четырех часов. Белорусские таможенники, однако, не исключают, что после введения визового режима количество поездок, носивших разовый характер, сократится. Впрочем, визовый режим, и в этом едины как белорусские, так и польские эксперты, не скажется на визитах лиц, регулярно посещавших Польшу. Как бы то ни было, хочется надеяться, что последствия введения виз будут минимальными как для поляков, так и для белорусов. Тем более что через пару лет нас ожидает еще одно новшество - присоединение Польши к Шенгенской зоне. И судя по тому, какие планы по ужесточению своих границ строит ЕС, белорусско-польские контакты ждет гораздо более серьезное испытание.

Павел МАЦУКЕВИЧ, Дмитрий ЗАЯЦ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter