Испытание сроком

Поиск хорошей работы — процесс долгий и далеко не всегда успешный...

Поиск хорошей работы — процесс долгий и далеко не всегда успешный. Наниматель и соискатель — будто две противоположности, которые всегда находятся в состоянии борьбы. При, казалось бы, единстве цели — достижении продуктивного сотрудничества — желания у них зачастую разные: первый хочет минимизировать издержки, сэкономив в том числе и на работниках, а второй стремится получить высокий заработок и социальные гарантии. Вот такая диалектика.


Работодатели используют самые разные уловки, чтобы платить меньше либо вовсе не платить. Но зачастую соискатель и сам обманываться рад: доверчиво соглашается на сомнительные условия. Попробуем разобраться, как избежать разочарований.


Старые грабли о главном


Моя первая собеседница Инна Т. в поисках работы далеко не ушла. Она угодила в тупик после окончания испытательного срока в фирме, занимающейся рекламой. Казалось бы, любой работодатель сначала предложит сотрудничество на некий испытательный срок. Это вполне разумно и понятно. Требуется время, чтобы присмотреться к человеку, проверить его в деле. Кому нужен кот в мешке? Однако многие руководители как использовали раньше, так и сейчас используют старую уловку: умышленно набирают сотрудников лишь на месяц–два, пообещав хорошее вознаграждение. Потом же с фальшивым прискорбием на лице говорят до свидания: мол, вы нам не подошли, и платят сущий мизер. Так они поступают из месяца в месяц.


На старую обманку с испытательным сроком успешно попадаются в основном студенты, желающие подзаработать на новый мобильник или ноутбук. Одни месяц таскают кирпичи на стройке практически за спасибо, другие колесят по городу курьерами, третьи сидят диспетчерами на телефоне.


Существуют и другие уловки. Люди, нанимавшиеся торговцами на рынок, рассказывают, как некоторые хитроумные хозяева специально устраивают недостачи сотрудникам, которым совсем чуть–чуть осталось до окончания испытательного срока, а затем, ничего не заплатив, отправляют на все четыре стороны со словами: «Скажи спасибо, что милицию не вызываю!»


Есть среди потенциальных нанимателей и те, кто зарабатывает (как бы это странно ни звучало) на безработных. Как рассказала Елена Ф., прочитав в объявлении «В связи с расширением торговая фирма набирает менеджеров», она позвонила, а затем пришла по названному адресу. Вместе с ней стать менеджерами желали еще около десяти человек. Всем им предложили прослушать курс лекций стоимостью около 50 долларов и заверили, что после всех трудоустроят.


Надо ли говорить, что в 100 процентах случаев после оплаченного обучения оказывается, что «вакансий пока нет». А на нет, учитывая, что работодатели не давали письменных гарантий взять на работу, и суда нет.


— Все эти люди совершили одну и ту же большую ошибку: письменно не оформили трудовые отношения, — комментирует Елена Комиссарова, начальник управления правового обеспечения и надзора департамента государственной инспекции труда. — Чтобы не оказаться обманутым, следует знать, что при устройстве на работу заключение трудового договора или контракта, в том числе, когда речь идет об испытательном сроке, — обязательно. И там должна быть указана та зарплата, о которой договариваются стороны, а не заниженные цифры.


Новый поворот


Самые распространенные нарушения трудового законодательства связаны с вопросами увольнения, незаконного привлечения к дисциплинарной ответственности, недоплаты заработной платы, лишения премий, нарушения порядка предоставления отпуска, сроков выплаты отпускных.


Хитрят наниматели и при составлении письменных соглашений. Одно из популярных ухищрений — оформление краткосрочного договора подряда вместо заключения долгосрочного трудового договора. А это, между прочим, большая разница. Первый — гражданско–правовое соглашение, которое заключается на время выполнения какой–либо работы. В нем прописано, что и за какое время должен сделать тот, кого нанимают. За выполненную работу выплачивается вознаграждение. Происходит это после подписания акта приема–сдачи выполненных работ в срок, оговоренный в документе. Никаких дальнейших обязательств у заказчика перед подрядчиком нет. Наиболее типичный пример такого договора — договор подряда на выполнение строительных или ремонтных работ. Уложил плитку на тротуар в срок — получи причитающиеся деньги.


Другое дело — трудовой договор или его разновидность — контракт. Они заключаются на длительное время и среди прочего гарантируют человеку ожидаемые и законные блага: отпуск, зарплату, оплату больничного, запись в трудовой книжке и т.д.


— Со мной на одном уважаемом минском предприятии заключили договор подряда сроком на месяц, — рассказала о своем неприятном опыте читательница «СБ» Ирина К. — По нему я именовалась подрядчиком и выполняла работу диспетчера отдела логистики. Через месяц меня обещали взять в штат и, соответственно, заключить контракт. Ведь фактически я работала как штатный сотрудник: приходила к 9 утра, в 6 вечера уходила, подчинялась трудовому распорядку, числилась в телефонном справочнике предприятия, получала премии за выполнение работы. Однако ни через месяц, ни через два трудовой договор со мной не заключили. Думаю, причина была в моей беременности. Позже в приватном разговоре начальник отдела кадров как–то мне сказала, что ей не нужен человек, который «сегодня пришел, а завтра уйдет в декретный отпуск и предприятие будет вынуждено сохранять за ним рабочее место».


Таким образом, договор подряда с Ириной заключали около полугода, хотя фактически она работала, как все те, с кем были оформлены трудовые отношения. В итоге беременную даму отправили на больничный, заплатив по нему за 4 месяца всего около 600 тысяч рублей. Решив не мириться с такой несправедливостью, минчанка обратилась в суд с просьбой признать, что без малого полгода фактически являлась работником предприятия, а не выполняла работу как подрядчик. Однако первое судебное заседание закончилось не в пользу истицы. Лишь вторая попытка найти справедливость увенчалась успехом: суд признал, что, хоть с Ириной был заключен договор подряда, фактически между нанимателем и работником сложились трудовые отношения, и обязал предприятие заключить с ней трудовой договор на неопределенный срок. Теперь по инициативе работодателя без согласия Ирины уволить ее не могут. Она уверена:


— Я не единственная, с кем наше предприятие проворачивало подобные махинации. Только другие молчат, боясь потерять и то, что имеют. Мои хождения по судам длились очень долго: начались весной (с момента подачи первого искового заявления), а закончились осенью. Потрачена уйма времени, нервов и сил.


Ходить полгода по судам могут позволить себе далеко не все. Таких принципиальных — единицы. А ведь, будь их больше, недобросовестные работодатели наверняка бы поостереглись обманывать.


Кстати


За три месяца нынешнего года прокурорами проведено 244 проверки соблюдения закона о труде. 115 человек предупреждены о недопустимости нарушения закона. Отменено 165 незаконных актов. В итоге по актам прокурорского надзора к дисциплинарной ответственности привлечены 552 человека, к административной — 119. 15 человек освобождены от занимаемых должностей.


Совет «СБ»


Если трудовые права нарушены, первое, куда должен обратиться работник, — комиссия по трудовым спорам (если есть профсоюз). Если комиссия не создана или в течение месяца работнику не ответили, он имеет право обращаться в суд. Кстати, только суд рассматривает вопросы, связанные с незаконным увольнением.


Срок обращения — три месяца с момента, когда работнику стало известно, что его права нарушены. В том случае, если работник уволен и считает увольнение незаконным, он должен обращаться в суд в течение месяца с момента увольнения.


О нарушении своих прав работник может сообщить и в государственный департамент инспекции труда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter