С сегодняшнего дня вступает в силу новая ответственность за правонарушения на дорогах
Вроде бы не редакторская эта тема… Но признаюсь: давно меня так не волновала никакая иная, и прежде всего как рядового гражданина.
Как всякому, кто часто бывает в пути, мне довелось вдоволь насмотреться и на искореженные машины, и на изуродованные человеческие тела
на обочине.
Вот и думаю сейчас, не станет ли стартующий сегодня поход за серьезный и необратимый порядок на наших дорогах очередной громкой, но бесплодной акцией, в которой больше поучаствуют репортеры, чем сама милиция?
Надо отдавать себе отчет и в том, что открывается новое и благодатное поле для коррупции. Испытания соблазном пройдут и те, кто захочет рискнуть сесть, скажем, нетрезвым за руль, и те, кто решится «облегчить» их ответственность.
Вот почему судьба нововведения опасна еще и тем, что в случае провала она приведет к обратному процессу и реакции в обществе. Большинство из нас окончательно махнет рукой…
Теперь взвесим то, что может служить порукой успеха. Сам Президент страны Александр Лукашенко не раз говорил о том, что недопустимо такое количество пострадавших на дороге. Министр Владимир Наумов не только честный и открытый чиновник, но и человек, остро чувствующий несправедливость и переживающий чужую боль. Во многом благодаря ему и само ведомство стало, скажем так, человечнее, профессиональнее. Это дорогого стоит.
Не слепые. Видим, что и сами гаишники стали более вежливыми и принципиальными. Все это вселяет определенные надежды на то, что новые правила поведения на дорогах, в том числе и со стороны пешеходов, могут прижиться и стать нормой.
Что же тогда внушает тревогу и опасение? Скажу прямо: наше общее недостаточно принципиальное отношение к нарушителям законности и правопорядка. Странная сердобольность к ним. Сел за руль выпившим? Ну, обстоятельства, с кем не бывает, да вроде и не сбил никого еще… Мы можем знать факты, когда за деньги покупается содействие в сдаче экзаменов по вождению транспортного средства, но молчать об этом. Знаем конкретные примеры, когда справка о состоянии здоровья за двадцать долларов («узаконенная» такса) дается водителю с высоким артериальным давлением. Знаем, но никому не скажем. Пусть этим занимается милиция. А могут ли до всего дойти у нее руки?
Мы до сих пор продолжаем, единственные в мире, перемигиваться фарами, предупреждая лихачей о том, что неподалеку движение контролируют работники ГАИ. Такая, знаете ли, игра в кошки-мышки. Забавно, пока не увидишь, как по встречной полосе на тебя несется «коллега».
Мы всегда готовы помилосердствовать и пешеходу, которого задержали за нарушение. Придрались, дескать, к человеку, другой работы у них нет… Какой работы? И разве это не ответственнейшая работа – спасать человеческую жизнь? Не получилось спасти того, кто остался лежать на дороге, но, может быть, удастся завтра отвести беду от вашего близкого. Разве не так? Скажите, был ли в вашей жизни случай, когда кого-то задержали за переход в установленном месте? Не было такого. Тогда почему возмущают справедливые требования? Непонятно.
Нет, мы понимаем, что, в принципе, действия тех же постовых ГАИ в подавляющем большинстве справедливы. Но пусть за это накажут Иванова, Петрова… Ну а меня за то, что превысил скорость, должны простить.
А не пора ли накрепко вбить себе в голову, что никто никому не должен. Вернее, должны только вы. Ответить за содеянное и не выторговывать прощение либо снисхождение у находящегося при исполнении милиционера, искушая нередко того намеками на ответную «благодарность». Так и себе поможете (зарубки остаются), и человека убережете от того, что может стать вредной привычкой.
Недавно довелось услышать от знакомого водителя, что, дескать, штрафы с 1 марта за нарушение того же режима скорости слишком крутые. Но когда сказал ему, что всего за несколько рыбешек, пойманных в неположенное время и в неположенном месте, намного больше, тот не поверил. А ведь это так. И чем, по большому счету, отличается браконьер у воды от «браконьера» дорожного движения? И по тому же большому счету, дело не в крутости размера штрафа за то или иное нарушение, а в неотвратимости. Удастся этот принцип воплотить в жизнь — достигнем цели, нет – услышим за спиной очередной холостой выстрел из благих намерений.
Отдельный разговор о возможном росте коррупции в системе ГАИ. Никогда еще это подразделение не стояло перед таким испытанием на порядочность в своих рядах. Там и сегодня не все с этим ладно… Остается надеяться, что и соответствующая структура в самом МВД, отвечающая за чистоту рядов, станет работать активнее и принципиальнее.
Если уж быть совсем откровенным с читателем, то лично я с трудом представляю, как с сегодняшним составом службы ГАИ можно будет заметно изменить ситуацию на наших дорогах. Пока доедешь на работу или доберешься домой только в городе, на людных местах видно, как задействованы они оформлением протоколов многочисленных аварий. Хватит ли сил?
Но вот в чем действительно убежден, так это в том, что без помощи средств массовой информации нашей доблестной милиции никак не обойтись. Ничего не изменят ни новые правила, ни умноженные усилия при контроле за движением, если мы все вместе, с помощью газет и телевидения, пропагандируя не только здоровый, но и безопасный образ жизни, не сотворим маленькую революцию в умах водителей и пешеходов. Суть такой революции предельно проста: преступно не ценить жизнь свою и других. И за нарушение этого постулата следует отвечать основательно и серьезно. И тогда не все сразу, но многое изменится.
А пока… Для начала пристегнемся ремнем безопасности и забудем на время о мобильнике.
Сегодня – 1 марта 2007 года…