Праздники превратились в большие коммерческие предприятия

Испытание праздниками

Завтра католическое Рождество. А значит, почти все подарки куплены и холодильники забиты. Уф–ф, в пене и мыле можно наконец присесть отдохнуть, перевести дух, подумать о высоком. Скажем, а не слишком ли много сил и денег съедает у нас подготовка к каждой красной дате календаря? Их–то нынче уйма — светские и религиозные, патриотические и сентиментальные, не говоря уже о просто языческих. И у каждого свои традиции, соблюдение которых в современном мире дорого стоит. Такое ощущение, что промышленность работает от праздника к празднику, со скоростью пулемета в нужный момент выбрасывая на прилавки сначала миллионы светодиодных гирлянд, шаров, мишуры и прочей новогодней атрибутики, затем — валентинок и всевозможных красных сердечек, потом придет пора пленок и наклеек на пасхальные яйца... Это кто–то наживается на нашем ожидании торжества или облегчает его встречу? Неужели праздники превратились в обычное коммерческое предприятие? Спорщики «СБ» упорно держатся за свои диаметрально противоположные позиции. Быть может, их рассудят читатели «СБ»? Оставляйте свои мнения на www.sb.by.



Украденное настроение


Роман РУДЬ

С чувством глубочайшей потери хлопаю себя по пустым карманам. Опять украли! Люда, у меня снова похитили праздник. Даже три: Новый год и два Рождества, в католической и православной традициях. Это уже не мои и даже не твои торжества. С каждым годом все сильнее ощущение, что я попал на чужую вечеринку. И просто со стороны наблюдаю, как веселится и ликует одна–единственная сладкая парочка: бизнес в обнимку с рекламой. Предпраздничные дни, когда–то наполненные предвкушением новогоднего чуда, теперь напоминают сабантуй счастливых маркетологов, окончательно растерявших чувство меры. Теперь это их праздники.

Вспомни, еще совсем недавно робкие рекламные напоминания о том, что надо купить родственникам подарки к Новому году, начинали звучать недели за две до заветной ночи. Теперь девятый вал коммерческих объявлений обрушивается на нас уже в ноябре. Эта вакханалия стартовала бы и раньше, но октябрь занят массированными продажами, приуроченными к Хэллоуину. Бесстыдной торговле ведь все равно, что отмечать, был бы рост выручки. Затем стимулирование продаж, лицемерно замаскированное под пропаганду заботы о близких, стало многопоточным: от нас требуют обязательно потратиться к Рождеству, затем уж раскошелиться на Новый год. И будь уверена, в первые семь дней 2017–го эфир тоже будет заполонен шумихой о красивом белье, которое нужно подарить любимой к 7 января.

Да что там любимой! Перебрав всех возможных родственников, которых обязательно нужно одарить какой–нибудь ненужной вещью, залежавшейся на складах бизнесменов, рекламисты взялись даже за собак и кошек. Я своими ушами слышал предложение порадовать своего питомца каким–то специальным навороченным кормом к Новому году. Видимо, с косточками оленей Санта–Клауса. Более того, по мнению торговли, мы не должны забывать и о неодушевленных предметах, которые тоже имеют право на праздник. Рекомендуют подарить своему автомобилю новое моторное масло или вручить квартире шикарные натяжные потолки. Представил, как машина с жильем, оставшись без этих подарков, грустно распивают шампанское и обсуждают прижимистых хозяев. Почувствовал, что схожу с ума. Рекламное безумие переливается через край, давно затопив все добрые и светлые чувства, издавна связанные с зимними праздниками. Я уж молчу про бесчисленные акции в торговых центрах, специальные предложения в сфере услуг, небывалые скидки на майонез и зеленый горошек, без которых якобы не бывает настоящего застолья...

Ты не подумай, Людмила, я вовсе не против подарков. Но именно в эти предпраздничные дни почему–то не хочется их делать. Видимо, отбили желание те, кто спекулирует на чувствах, которые мы испытываем к своим близким. Да, когда–то, еще до разгула продаж, скромные подарки под елочкой были способом продемонстрировать родным людям, как ты их любишь и ценишь. Теперь мои сокровенные эмоции пытаются безжалостно эксплуатировать ради банальной прибыли. На праздниках, связанных с глубокими человеческими и религиозными ценностями, всего лишь делают деньги. Мне крайне неохота в этом участвовать.

Кроме того, я не люблю диктат. Назойливая предновогодняя реклама не просто предлагает, она понукает. Навязывает и толкает меня в спину. Гонит людей к прилавкам пинками стереотипов. Купи, ибо так положено. Клади деньги, потому что все это делают. Доставай бумажник, иначе ты не любишь бабушку. Неужели лишишь своего ребенка радости? Как видишь, реклама еще вымогает и шантажирует.

Меня раздражает, что кто–то за меня решил, будто мне нужен некий дополнительный повод для проявления внимания к дочери, жене или матери. Намек ведь прозрачен: мол, не будь этих праздников и наших особенных предложений, так бы твоя родня и горевала без участия и заботы. Поверь, Люда, это не так. Я и без красных дат календаря могу подарить сладости, цветы или колечко. Причем в этом случае даже немудреный презент радует человека куда больше, потому что становится сюрпризом, не приуроченным ни к чему, кроме желания выразить любовь и признательность.

Детей жалко. Мы–то ладно, еще помним, как оно было в те далекие, пропахшие мандаринами новогодние дни, когда радовала коробка конфет или книжка. А вот детвора, растущая под вопли коммерческих зазывал, искренне считает, будто зимние праздники созданы специально для того, чтобы сначала ожидать от Санта–Клауса новый смартфон, а потом попросить у Деда Мороза планшет.

Смысл Рождества вовсе не в том, чтобы носиться по торговым центрам со списками запланированных подарков. Оно для хороших, добрых дел: навестить больного, развеять чужую печаль, помириться со старым товарищем, попросить прощения у обиженных тобою в уходящем году... Боюсь даже говорить, что планирую обязательно побывать в церкви: мигом завалят специальными «рождественскими» предложениями от служб такси...


Ложка к обеду


Людмила ГАБАСОВА

Скажу тебе, Рома, во мне возмущение по поводу изобилия предпраздничных предложений не кипит. Более того, еще в конце ноября пометила для себя 9 рождественско–новогодних ярмарок, которые стоит посетить, если вдруг иссякнет фантазия либо протухнут идеи. Для меня угадать с подарком — большее счастье, чем его получить, а увидеть радость на лице — важнее, чем улыбнуться самой. Только с каждым годом задачка становится все заковыристее. Мы затариваемся вещами, набиваем свои и чужие квартиры лишним барахлом. Так что регулярно приходится идти на мозговой штурм, решая, кого и чем одарить. Чтобы было к месту, той ложкой, что особенно дорога к обеду. Расплодившиеся сувенирные лавки и хенд мейд-ярмарки только в помощь обессилевшему уму. И, кстати, магазины рукоделия тоже. Ты ведь наверняка тоже заметил, что они в последнее время открываются почти так же часто, как парикмахерские и точки фастфуда?

Допускаю, что тебе моих терзаний не понять. Многие мужчины, знаешь ли, к подаркам подходят механистически. Вот, дескать, дорогая, возьми конверт — купи себе что–нибудь. А поскольку под Новый год кошелек дорогой имеет свойство стремительно худеть (из–за покупок бесконечной череды презентов и великих кулинарных приготовлений), то врученные деньги потом рассасываются на хозяйственные нужды в первых числах января. И в чем цимес такого подарка? В чем радость? В чем подтверждение, что о тебе подумали задолго до боя курантов? Ведь, похоже, супружнику было элементарно лень — оторваться от дивана, ходить, с пристрастием (а хотелось бы, чтобы и с трепетом!) подбирать что–то, креативить. Или он, как и ты, известный редакционный ворчун, принципиально замкнулся в своей скорлупе: сидит–бухтит–брюзжит про коммерциализацию праздников. А может, высокомерно сторонится толпы, позорно жадничает, вспоминает по–стариковски весь этот набор штампов про советское прошлое.

Тут у нас какие–то разные воспоминания. Я вот не хотела бы оказаться на месте своих родителей в преддверии Нового года в 1970 — 1980–х. Они же просто ломали голову, чем бы порадовать трех подрастающих дочек. Куклы в магазинах были странноватые, книги — скучноватые, одежда — страшноватая. Приходилось изворачиваться, что–то доставать. Представляю, скольких нервов стоило Наде из «Иронии судьбы» на ее учительскую зарплату добыть Ипполиту ту самую бритву с плавающими лезвиями! Да и Ипполиту ради французских духов тоже, видимо, пришлось подергаться... Рома, банальных приличных цветов к Международному женскому дню порой было не купить! До сих пор перед глазами первый подаренный мне к 8 Марта букет: три тюльпана, в течение считанных минут раскрывшиеся до состояния ромашек, а через два часа полностью облетевшие. А парень, бедняга, ведь старался... Нет, уж лучше огромный выбор, предложение, которое рождает спрос, чем цветы в мятом целлофане, дежурная коробка конфет или бутылка коньяка, от которых ни уму ни сердцу. Производителю хорошо, продавцу отлично, ну и нам, потребителям, жаловаться грех: что ни год нам подкидывают новые идеи. Скажем, радио для душа ты уже кому–нибудь дарил? Рюкзак с колонками? А жене додумался преподнести букет из конфет? Забавные вещицы, рекомендую.

Знаешь, Роман, никто никого не заставляет. Не хочешь — не поддавайся праздничному ажиотажу. Не смотри, не покупай, не включайся, тут я тебе поддакну, в безумную местами потребительскую гонку. Рассуждай о том, что гораздо важнее внимание и любовь. Только любовь, по моему скромному разумению, это действие. Не так, что мы семьей взялись за руки перед елочкой и стоим, обожаем друг друга. Многие семьи по предпраздничным выставкам–ярмаркам не ходят — и по философским, как у тебя, соображениям, и по финансовым причинам. Но умеют порадовать друг друга — целые программы составляют, вереницу конкурсов придумывают, праздничные газеты выпускают. И здесь тоже, спасибо нашему времени, масса предложений. Есть сотни сайтов, где ты найдешь сценарии домашних квестов в ассортименте или загадки на любой вкус (для детей и взрослых разных возрастов и даже для мужских компаний, с простецким таким юморком). Это тоже может быть подарком, личной инвестицией в ощущение всеобщего счастья — нового, как мы всегда желаем под звон бокалов. Просто шевелись!

В нашем переполненном трагедиями мире я вообще за праздники. Любые. Настоящие. Это значит: без бурных возлияний и ссылаемых в дальнюю комнату детей. Знаешь ли ты, что некоторые психологи уже рекомендуют даже День святого Валентина праздновать всем вместе? Мол, любовь бывает такая разная, что сложно упаковать ее в красную упаковку с сердечками и утопить в шоколаде. Дескать, никакой подтекст не должен мешать нам дарить друг другу чистую радость. И если папа с мамой обмениваются, что ж, возможно, и покупными валентинками, то детям рекомендуется вручать хенд мейд-записочки с выражением своей родительской любви. Видишь, я не зря магазины рукоделия поминала?


Советская Белоруссия № 248 (25130). Суббота, 23 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter