Учения «Запад-2017»: есть ли повод для беспокойства?

Испытание полигоном

Чем ближе дата начала белорусско-российских учений “Запад-2017”, тем больше вокруг них шумихи и абсурдных слухов со стороны некоторых западных СМИ. Читаешь заголовки отдельных изданий и диву даешься. Один мрачнее другого: “Запад-2017” — прикрытие для оккупации?”, “Троянский конь” для НАТО”, “Въедет ли Путин в Минск на танке?”. Маневры еще не начались, а разного рода исследователи с умным видом гадают, чем все может закончиться. Всерьез высказываются опасения, что после учений российские подразделения и техника останутся в Беларуси и впоследствии будут использованы для агрессии против стран Балтии, да и блока НАТО в целом.

Фото БЕЛТА

Начнем с того, что в таких рассуждениях отсутствует даже элементарная логика. Ведь войны и нападения обычно готовятся в обстановке строжайшей секретности. А здесь абсолютная демонстративность и открытость. Наша страна пригласила порядка 80 международных наблюдателей из Украины, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Швеции, Норвегии, а также представителей от международных организаций — ООН, ОБСЕ, СНГ, НАТО, Международного комитета Красного Креста. Освещать событие будут журналисты из десятков стран. Не нарушен ни один пункт Венского документа 2011 года ОБСЕ “О мерах укрепления доверия и безопасности”. Как говорится, милости просим: приезжайте, смотрите, делайте выводы. Никто здесь не изобретает велосипед. Чтобы понять это, достаточно вспомнить, что совместные стратегические учения Вооруженных Сил Беларуси и России “Запад” проводятся в плановом порядке каждые два года. Главная их цель — проверить возможности Беларуси и России по обеспечению военной безопасности Союзного государства, его готовность к отражению возможной агрессии, а также повысить слаженность органов военного управления, полевую и воздушную выучку соединений и воинских частей. И в этом тоже нет ничего зазорного. Чтобы уметь защищаться, военные должны постоянно тренироваться, учиться действовать быстро и слаженно, испытывать новые образцы вооружений и техники. 

Ранее министр обороны нашей страны Андрей Равков рассказал некоторые подробности о предстоящих учениях на территории Беларуси. Они пройдут с 14 по 20 сентября на шести полигонах — Лепельском, Борисовском, Лосвидо, Осиповичском, полигонах ВВС и войск ПВО Ружанском и Домановском, а также на участке местности вблизи населенного пункта Дретунь. 

В маневрах будет задействовано до 12 700 военнослужащих, из которых около 3000 — от Вооруженных сил Российской Федерации, а также до 680 единиц боевой техники. Справедливости ради отмечу, что генсек НАТО Йенс Столтенберг вполне здраво отреагировал на эту информацию: 

— Нам предоставлены цифры о количестве войск. Я это приветствую. Официальная численность ниже порога, предусмотренного Венским документом. Мы не видим никакой угрозы в адрес какой-либо страны НАТО.

Тем не менее даже после этого заявления с завидным постоянством появляются некие предположения и домыслы, которые не имеют ничего общего с реальностью. 

Конечно, командно-штабные учения — это не просто отработка навыков и умений. Военные маневры всегда использовались как элемент геополитики. Но дело тут вовсе не в том, чтобы запугать кого-то или подготовить почву для нападения. Потенциальный противник должен понимать всю тяжесть последствий на случай начала войны. С этой точки зрения демонстрация военной мощи нужна для того, чтобы никто даже не помышлял разговаривать с нами с позиции силы, осознавая, что может понести непоправимый урон. 

Особенно показательными в этом плане были годы холодной войны. К концу 1970-х отношения СССР, США и стран НАТО обострились настолько, что любая искра могла привести к большому пожару. Именно тогда Генштаб Вооруженных Сил СССР проработал и провел самые масштабные в истории Союза учения “Запад-81”. В них были задействованы 100 тысяч военнослужащих и все рода войск. Кульминацией маневров стала высадка 7-й воздушно-десантной дивизии на одном из полигонов под Минском. Ничего подобного в мире больше не проводилось и даже не планировалось. Размах и скорость проведения тех учений надолго отбили у партнеров по НАТО желание проверять СССР на прочность.

Сегодня фактор геополитики никуда не исчез. Каждая страна стремится максимально обезопасить себя, свои границы от возможной агрессии и делает это, как правило, сообща со своими союзниками. Буквально три недели назад, например, США и Япония провели совместные маневры с участием американских стратегических бомбардировщиков B-1 и японских истребителей F-2. Эти учения стали ответом на очередные испытания баллистической ракеты, проведенные КНДР. 

К слову, НАТО проводит гораздо более масштабные учения и делает это намного чаще, чем кто-либо. Только за прошлый год у границ России и Беларуси войска блока НАТО провели 16 учений на территории Эстонии, Грузии, Польши, Украины и других стран. Только в маневрах Anakonda-2016 в Польше участвовала 31 тысяча военнослужащих, что в 2,5 раза больше, чем планируется для “Запада-2017”. 

Нападать мы ни на кого не собираемся. Но надо четко понимать, что ни в Минске, ни в Москве не могут равнодушно взирать на укрепление военной мощи Североатлантического альянса у наших границ. Если еще лет пять назад суммарное количество основных вооружений группировки НАТО в Восточной Европе (танки, БТР, артиллерия, самолеты и вертолеты) превышало суммарное количество такой же боевой техники армии Беларуси и Западного военного округа России в пять раз, то сейчас разница уже в 8—10 раз. Интенсивность разведывательных полетов авиации НАТО у белорусских и российских границ с 2014 года также возросла в пять раз. Под видом российской угрозы, связанной якобы с учениями “Запад-2017”, НАТО планирует разместить в странах Восточной Европы дополнительные подразделения. В Эстонию к концу августа прибудет подразделение американской 173-й десантной дивизии численностью 150 военнослужащих. Усилены будут и другие страны НАТО, граничащие с Россией и Беларусью. Это не считая контингентов альянса численностью по 1 тысяче военнослужащих, которые в этом году были размещены в Польше, Латвии, Литве и Эстонии. 

Безусловно, мы вправе адекватно реагировать на подобную активность у наших рубежей. В этом смысле учения “Запад-2017” станут определенным сдерживающим фактором и напоминанием о том, что у любого суверенного государства есть свои национальные интересы и к ним надо как минимум относиться с уважением. 

В тему

Военные учения в том или ином виде проводились всеми армиями и флотами мира еще с античных времен. На территории Беларуси первые крупные общевойсковые учения провели в сентябре 1929 года. Они вошли в историю как Большие Бобруйские маневры. Это был первый после Гражданской войны смотр технической оснащенности Красной Армии, боевой выучки и политической зрелости ее личного состава.

Традиция условного (кодового) наименования учений по аналогии с боевыми операциями появилась в связи с усилением деятельности разведслужб во второй половине XX века. Название, как правило, подбирается в зависимости от времени года и места проведения учений, их направленности и отрабатываемых сценариев. В разное время и в разных странах проводились учения под названиями “Щит”, “Осенний штурм”, “Тайфун”, “Молния”, “Саранча”, “Зоркий орел” и другие. 

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter