Как устранялись последствия загрязнения нефтепровода «Дружба», и какие меры предприняты во избежание повторения

Испытание нефтью

Для нефтехимиков Беларуси нынешний год выдался насыщенным. На фоне продолжающейся модернизации отрасли переработчикам углеводородов и тем, кто обеспечивает их поставку, выпало серьезное испытание. Речь о нашумевшей истории с загрязненной российской нефтью. О последствиях происшествия межгосударственного масштаба рассказали на днях во время пресс-тура по объектам ОАО «Гомельтранснефть «Дружба».

Первый заместитель генерального директора — главный инженер ОАО Андрей ВЕРИГО.

Инцидент, затронувший интересы нескольких стран, произошел в апреле. Тогда было зафиксировано резкое ухудшение качества нефтяной смеси Urals, поступающей из России по магистральному трубопроводу «Дружба». Содержание хлорорганических соединений в ней стало превышать предельно допустимые значения в десятки раз. Переработка такого сырья может привести к нарушению технологических режимов и выходу из строя оборудования, стоимость которого исчисляется миллионами долларов.

До момента обнаружения в белорусский участок «Дружбы» поступило более миллиона тонн грязной нефти. Ранее испытания на органические хлориды проводились раз в десять дней. По иронии судьбы очередные должны были состояться 19 апреля. Однако за сутки до этого тревогу забил Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Исследование провели тут же — плохой диагноз подтвердился...

Более 200 млн рублей планирует инвестировать ОАО «Гомельтранснефть «Дружба»тв модернизацию объектов в 2020 году. Пристальное внимание будет уделено реконструкции парка резервуаров.

О нештатной ситуации были проинформированы зарубежные партнеры. Через Украину и Польшу транзит нефти осуществляется на европейские заводы. Поставки временно приостановили. А любая заминка в нефтяной отрасли оборачивается колоссальным ущербом.

Минимизировать последствия ЧП международного масштаба выпало персоналу ОАО «Гомельтранснефть «Дружба». Сказать, что это было сложно, — значит не сказать ничего. Лаборатория линейно-производственной диспетчерской станции «Мозырь» в эти дни работала круглосуточно. Тем временем специалисты бились над проблемой, с которой столкнулись впервые. Загрязненную нефть предстояло направить в обратном направлении, притом что технологией такой реверс не предусмотрен. Но, как показали тщательнейшие расчеты и моделирование ситуации, оказался возможен. Все получилось и на практике. К 12 июля, раньше планировавшегося срока, грязную нефть удалось вытеснить из трубопровода. С того момента сырье прокачивается и поступает потребителям в штатном режиме.

Идет осмотр диагностического снаряда.

Окончательный ущерб еще не подсчитан. Поскольку некоторые последствия могут проявиться спустя длительный срок. Однако сама необходимость корректировок технологических процессов очевидна. Первый заместитель — главный инженер ОАО «Гомельтранснефть «Дружба» Андрей Вериго рассказал о шагах в этом направлении:

— Мы выступили с инициативой строительства узла учета и измерения качества на входе трубопровода в Республику Беларусь. Сегодня такая возможность обсуждается с концерном «Белнефтехим». Это даст дополнительную гарантию безопасности, контроля количества и качества поступающей нефти. При наличии такой системы повторение апрельского инцидента будет невозможно в принципе.

Лаборант химического анализа Ольга ЛАЗАРЬ во время проверки качества нефти, поступающей по нефтепроводу.

Ввести объект в эксплуатацию планируется к 2021 году. Кроме того, на нефтеперекачивающей станции «Гомель» уже создано дополнительное рабочее место лаборанта. Здесь же установлен современный анализатор образцов содержания хлоридов в углеводородах. Обновлен техпарк контрольного оборудования и в лаборатории ЛПДС «Мозырь».

К профессиональному празднику, который работники нефтехимической отрасли отметят в первое воскресенье сентября, предприятие подходит с впечатляющими результатами. На крупнейшем нефтехранилище страны в Мозырском районе продолжается поэтапная реконструкция. За последние десятилетия здесь построено восемь резервуаров. Еще пять в стадии проектирования. В их конструкции используются новые технологии — плавающие крышки, позволяющие в десять раз снизить испарение нефти. А это не только дает положительный экономический эффект, но и сохраняет окружающую среду. Завершить обновление резервуарного парка планируется к 2022 году. Общий объем инвестиций составляет порядка 50 миллионов рублей.

Насосная станция по перекачке нефти ЛПДС «Мозырь».

Попутно идет модернизация насосных станций и реконструкция линейного участка в приграничье с Украиной. Конечная задача — снизить затраты и повысить качество. Достижение этой цели оправдывает все усилия.

prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter