Испытание «Дружбой»

Вокруг переговоров о ценах на нефть
Сложные переговоры, которые сейчас происходят в Москве, показательны во многих отношениях. Дело не только в экономике и ценах на нефть. За кулисами этих переговоров скрываются вещи более значимые, чем пошлины, нефтяные вентили и т.п. Под угрозой оказался государственный суверенитет Беларуси — об этом нужно говорить прямо. Потому что им, суверенитетом, нельзя делиться даже с братьями. Не об этом ли говорит простая житейская мудрость? Каждый в своем доме должен быть хозяином, так ведь? Россияне — у себя, белорусы — у себя! А все остальное может служить предметом переговоров, договоренностей, соблюдением установленных правил и так далее. Очень жаль, что некоторые высокопоставленные люди в Кремле так снисходительно относятся к главной белорусской ценности и понимают Союзное государство как державу, где одни доминируют, другие находятся на подчиненном положении. Уж сколько раз лучшие умы России восклицали, что величие страны заключается отнюдь не в количестве «присоединенных земель», а в гуманизме, стремлении дать народу сносную жизнь, создать, в конце концов, культурное и процветающее государство. Но, увы, раз за разом некоторые российские политики возвращаются на круги своя, заявляя соседям: хотите с нами дружить — ступайте под «нашу руку»...

Президент Владимир Владимирович Путин — безусловно, незаурядный человек, более всего привлекающий российское общественное мнение тем, что беспрецедентно открыт и искренен, озабочен величием страны, обеспечением национальных интересов. С этим можно согласиться. Но бросается в глаза, что «искренность», например, слишком уж напоказ. К примеру, едет Владимир Владимирович помолиться в дальний монастырь — интимнейшее дело истинно верующего! — истово молится, одухотворенно ставит свечки. Хочется порадоваться за духовность столь воцерковленного человека, но стоп, думаешь: «А почему это миллионы людей оказались рядом и глазеют на таинство?» Да просто потому, что в церковь заранее нагнали орду телевизионщиков. Они по секрету всему свету демонстрируют Владимира Владимировича в самые сокровенные минуты там, где не должно быть посторонних и зевак.

Многое делается напоказ...

Многое — для «картинки»...

Без раздумий о том, чем все это аукнется в будущем.

Кое–кто думает, что поговорка «сила есть, ума не надо» придумана совсем уж глупыми людьми. Как сказать! Еще раз повторим, что величие страны заключается не во всегдашней готовности показать свою силу, а совсем–совсем в другом. Мы понимаем, что после мутных 90–х годов многие российские люди пытаются доказать себе и другим, что они уже «не те», что «Спартак» — чемпион». Это очень деликатный момент. Разумеется, никто не должен позволять себе мысли, что Россией можно помыкать и вытирать ноги о ее престиж. Не должна больше Россия (как это было во времена СССР) бесплатно кормить, поить и вооружать беспардонных «друзей» из дальних уголков планеты, а рабочих Самары и крестьян Вологды держать на голодном пайке. Более того, за все, что находится в бездонных российских кладовых, покупатели должны платить полноценной монетой. Это — аксиома. Но стоит добавить, что поскольку небольшая группа нахалов успела в смутное время приобрести практически все российское богатство, то и задача государства, так на словах беспокоящегося о народном благе, должна заключаться не в лоббировании и защите интересов только лишь дуреющего от бешеных денег богатого меньшинства. В России, где скромный олигарх Потанин приглашает английского певца украсить домашнюю вечеринку и платит ему за пять песенок 3,5 миллиона долларов, нерешенных социальных проблем куда как больше, нежели уверяют друг друга в Кремле. Вот почему ни для кого не секрет, что не правительство руководит «Газпромом», а «Газпром» правит бал во внутренней и внешней политике. Да, люди из правительства заседают в руководстве «Газпрома», поэтому все вроде логично. Но не этот ли порядок вещей и называется олигархией? И не потому ли то, что безусловно важно для государства российского, а стало быть, для населения, находится за обочиной интересов газовых, нефтяных и электрических монополий? Отсюда и многочисленные кризисы последнего времени. Галантные французы говорят: «Ищите женщину», мол, ее присутствие может объяснить подоплеку коллизии. Если же подвергнуть некоторому анализу корни последних конфликтов, связанных с чрезмерно энергичными действиями Москвы, то почти всегда можно сказать: «Ищите газ, нефть etc.». Искусную дипломатию, тщательно сконструированную политику во многих случаях заменяют брутальные хлопоты по обеспечению интересов частных энергетических офисов:

— «Газпром» виляет Россией...

Год назад Кремль придуманными пошлинами на газ душил Украину. Полгода назад развязал дикую антигрузинскую кампанию, подкрепив ее в интересах водочных королей экономической блокадой. Сейчас вот принялись за Беларусь. Возможно, что все это кое–кому кажется очень стильным и сильным, почти что пояснительным дикторским текстом к «имперскому» фильму «Брат–2». Но продумана ли такая силовая лихость? Это большой вопрос...

В редакцию не только «СБ», но и других белорусских СМИ в эти дни поступает много писем, в которых читатели обсуждают ситуацию, задают вопросы. Мы попытались сгруппировать наиболее типичные вопросы и по возможности ответить на них.

— Не угрожает ли явно экспансионистская политика нашей восточной соседки суверенитету Беларуси?

— Да, угрожает!

— Имела ли право Беларусь отключить подачу нефти по российским трубопроводам?

— Беларусь этого не делала. Всем известно, что еще в 1995 году Россия отказалась от взимания при поставках в Беларусь экспортной пошлины на сырую нефть. Это было очень выгодно для целого ряда российских нефтяных компаний, которые стремились вывозить сырую нефть для переработки на белорусских заводах. Но, как известно, в России систематически происходит передел собственности (достаточно вспомнить историю «Юкоса»), сверхприбыли одних компаний вызывают зависть и агрессию у других. Вот эти «райдеры»–перехватчики и настояли на изменении многолетнего порядка, связанного с переработкой нефти на НПЗ и в Мозыре. Недавно Россия произвольно установила свою экспортную пошлину на ввозимую нефть. Что ж, это ее право, поскольку она является владельцем нефти. Но владельцем коммуникаций (труб и т.д.) является Беларусь! И если Россия считает возможным устанавливать свою оплату за нефть, то Беларусь соответственно имеет полное моральное и юридическое право устанавливать свою цену на транспортировку. Сейчас в Кремле делают удивленные глаза и говорят, что такое, мол, немыслимо. Но Украине, например, Россия исправно платит аналогичные пошлины и «не удивляется». Чем мы хуже? Как известно, после введения пошлин российская компания «Транснефть» как ни в чем не бывало продолжила свои операции. Тогда были приняты адекватные меры — некоторое количество сырья в оплату долга было «приостановлено». После этого «Транснефть» полностью прекратила транспортировку нефти в Европу. Вот как обстоит дело и кто «первый начал».

— Есть ли выход из ситуации?

— Есть. И он должен быть найден на переговорах. Базовые условия таковы: Россия является владельцем нефти и вправе устанавливать любую цену, Беларусь владеет коммуникациями и также вправе устанавливать свои цены. Надо договариваться.

— Как понимать заявление председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Михаила Маргелова о том, что «дружба с недемократическими правителями крепкой быть не может»? Ведь еще совсем недавно г–н Маргелов выступал в Брюсселе и твердо говорил западным оппонентам, что «Беларусь — вполне цивилизованная страна и Россия никому не позволит вмешиваться в ее внутренние дела».

— Оценивая те или иные заявления г.г. Маргелова, Фадеева и других «экспертов», надо помнить, что они во многом — порождение той циничной политики, которая становится все более характерной для московской элиты. Той части, что сформировалась в эпоху громких речей и подковерных сделок. Поэтому легковесным речам, от которых за версту отдает фарисейством, не следует придавать большого значения. Кроме того, г–н Маргелов слишком легко бросается словами типа «демократия»... Про такой типаж, как нынешние «обличители», дедушка Крылов говорил коротко и ясно: «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»...

— В 1995 году в Будапеште был принят меморандум, который гласил о том, что президенты США, Англии и России выступают гарантом Беларуси. Этот документ хорошо известен и гласит, что после того, как Беларусь добровольно отказалась от стратегического ядерного оружия, страны–гаранты никому не позволят принять дискриминационные меры, угрожающие государственному суверенитету. Но «энергетическая удавка», которую пытаются набросить на Минск, глухие требования «вхождения» в состав России являются ярким образцом именно тех действий, против которых выступали в свое время США, Англия и Россия. Так что, нам теперь следует обращаться к США и Англии, странам–гарантам?

— Это очень тонкий вопрос. Последние события показали, что Россия весьма вольно и избирательно обходится с энергетическим потенциалом. Своя рука владыка! В Европе с большой тревогой наблюдают за медвежьей политикой в области экспорта и энергетики. Все помнят, как некоторое время назад, желая наказать Минск, «Газпром» посередине зимы попытался закрыть газовую заглушку. Тогда в Европе появились первые разговоры о том, что некоторые газовые короли являются несостоятельными партнерами и вообще ведут себя, как «громилы в баре», — это распространенная цитата из многих западных газет. После того, как от услуг российских нефтяных компаний отказался Азербайджан, потерпели от самоуправства Украина, Грузия и Молдова, европейское общественное мнение наполняется тревогой. В своем стремлении «придавить» Минск, не желающий поступаться суверенитетом, алчные «энергетики» легко и непринужденно поставили на карту топливные балансы Польши, Германии и еще полдесятка стран. Что же касается известных гарантий, которые дали Минску Лондон и Вашингтон, то сегодня, без сомнения, пришло время о них вспомнить. Конечно, многими безответственными политиками, в том числе и белорусскими оппозиционными, было наломано немало дров, чтобы представить Беларусь как «последнюю диктатуру Европы». От истины данное утверждение, разумеется, очень далеко, здесь следует вспомнить, что Запад «прессовал» Беларусь как раз за интеграционные процессы с Россией. Но сейчас всем видно, что не «диктатура», а конкретная московская олигархия ведет дело к тому, чтобы заставить соседние страны танцевать под аккомпанемент газовой и нефтяной труб. Поэтому государства, заботящиеся о своем престиже, должны вспомнить, что президенты их стран в свое время публично гарантировали Беларуси защиту суверенитета.

— Некоторые объективные наблюдатели полагают, что «нефтяной конфликт» стал отражением внутренней предвыборной борьбы в России. Это так?

— Интернет–газета «Белорусские новости» опубликовала интервью директора московского Института политических исследований Сергея Маркова. Вот некоторые фрагменты этого интервью. С.Марков: «...в частности, в России многие считают, что Беларусь — братское государство, братский народ, и поэтому нельзя было доводить до столь острого противоречия. Кроме того, те средства массовой информации и политики на Западе, которые недолюбливают Россию, с восторгом воспримут этот конфликт. Многие россияне задумываются: если наши противники так рады, правильно ли мы делаем? При этом нужно учесть, что в российском руководстве есть разные группировки: одни ориентированы на геополитическое влияние (условно «чекисты»), а есть люди, которые вовсе не ориентированы на геополитическое влияние, в частности достаточно радикальное либеральное крыло, условно возглавляемое Кудриным. В это крыло входит и Шаронов, который делал большинство заявлений по ситуации с Беларусью. Они («либералы») не любят Лукашенко в Беларуси еще и потому, что там сформировался своеобразный экономический и политический режим... Они хотели максимально поссорить Россию с Беларусью для того, чтобы снизить антизападничество в России».

— «Сегодня эти силы выступили одним фронтом?»

— «Нет, они не объединились. ...Сторонники второго крыла хотели скорейшего разрыва России с Беларусью и перехода на прохладные отношения и мировые цены...»

— «Газпром» входит в лагерь либералов?»

— «Решение всегда принимается компромиссом между этими двумя группировками. Сейчас «геополитики» хотели бы максимально быстро провести переговоры и прийти к компромиссу, показав в то же время белорусской власти силу России, а сторонники либерального подхода хотели бы скорее навязать торговую войну для того, чтобы максимально дистанцировать Россию от Беларуси. Переговоры, как мне кажется, зависли, потому что они не могут договориться друг с другом».

— «Россия ожидала от Беларуси такой реакции, таких действий?»

— «Ожидала. Я думаю, России нужно тоже лучше понять белорусскую озабоченность. Беларусь боится, что ее предприятия окажутся захваченными российскими олигархами, а, может, они еще и перепродадут их американцам и европейцам и те будут использовать это для политического давления... Кроме того, Беларусь боится, что будет разрушена полусоциалистическая система белорусской социальной инфраструктуры».

Все это, уважаемые читатели, не пресловутая «госпропаганда», а слова известного российского деятеля, не замеченного в особой любви к официальному Минску. Полагаем, что, несмотря на определенную тенденциозность, заявления влиятельного политолога не только дают ответ на многие вопросы о пружинах нынешнего конфликта, но и помогают лучше понять фон, на котором этот конфликт происходит. Отсюда и достаточно противоречивые слова В.В.Путина, которые он произнес в телекамеры и адресовал, выражаясь терминологией г–на Маркова, и «чекистам», и «либералам». С одной стороны, В.В.Путин сделал довольно скорбные выводы о том, что, определяя цены на газ, Россия понесла «большие убытки», с другой — порекомендовал «продолжить переговоры». Прозвучали традиционные слова «о поддержке» российских монополий, но было сказано и о том, что все это «поддержка белорусских коллег». Правительству было указано, чтобы были соблюдены интересы европейских покупателей, но также прозвучала плохо скрытая угроза «о сокращении добычи нефти». Разобраться в этом не так уж и сложно. Идет внутренняя борьба, и чем ближе к выборам, тем сильнее она будет нарастать. Главный приз в этой борьбе — не только успехи в большой геополитике, но тривиальное желание сохранить личное присутствие как «чекистов», так и «либералов» в руководстве «Газпрома» и других сырьевых гигантов. Это обеспечивает многим действующим лицам нынешней российской политики такие прибыли, которые и не снились знаменитым буржуинам вроде Рокфеллера и Дюпона.

Переговоры в Москве продолжаются.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter