Испытание доверием

Далеко не каждый выдержит испытание полным доверием. А уж когда доверяют большие, огромные деньги, дело вдвойне серьезнее...

Далеко не каждый выдержит испытание полным доверием. А уж когда доверяют большие, огромные деньги, дело вдвойне серьезнее: вот они, миллиарды, рядом, только протяни руку. А ведь нельзя — чужие.


Многие люди по долгу службы распоряжаются крупными суммами годами, и все у них в полном порядке — рублик к рублику. А потом вдруг вполне честный человек попадает в долговую яму или не может отказать себе в покупке престижного автомобиля и... запускает руку в карман своего предприятия. Берет те самые деньги, которые долгие годы оберегал от воров и мошенников. И жизнь круто меняется.


Так получилось, к примеру, с главным бухгалтером одного из крупных бобруйских предприятий Ларисой Приваловой (имя и фамилия по просьбе следователя изменены).


Финансовая ловушка


Когда все это случилось, Ларисе было 43 года, трудилась она в своей должности давно. На работе ее ценили за честность и профессионализм. За долгие годы — ни одного взыскания, только премии да благодарности.


Несколько лет назад Привалова похоронила мужа, осталась с двумя дочерьми. Правда, очень скоро нашелся добрый, порядочный человек, сослуживец, предложивший ей руку и сердце. Зажили «молодожены» дружно. И вдруг незадолго до кризиса Лариса взяла валютный кредит — 15 тысяч долларов. Пока для его погашения требовалось платить по 600 тысяч рублей в месяц, ни о чем плохом не помышляла. Еще бы — с зарплатой под 2 миллиона рублей! Но курс доллара вырос, взносы увеличились почти вдвое, и стало совсем невмоготу. А тут еще младшая дочь поступила на платное отделение университета. Не откажешь же собственному ребенку в оплате учебы!


В общем, как ни пыталась бухгалтер выкроить из семейного бюджета на все самое, по ее мнению, необходимое, дебет с кредитом не хотели сходиться. А на работе через ее руки проходит столько денег...


Рука в чужом кармане


Предприятие, где она работала, обслуживалось по электронной системе «клиент — банк», доступ–ключ к которой был только у Ларисы. Бухгалтер не опасалась, что кто–то ее проверит, считала, что сможет надежно скрыть все свои махинации. Не поднимаясь из–за стола, не выходя из кабинета, она стала направлять с помощью компьютера в банк липовые платежные поручения. В документах этих Привалова существенно завышала собственную зарплату, приписывала себе несуществующие премии, материальную помощь к отпуску.


В банке долго верили, что главный бухгалтер серьезного предприятия получает в месяц по 5 — 7 миллионов рублей, не считая премий. И всегда своевременно, без задержек перечисляли ей деньги. Карт–счет Приваловой постоянно пополнялся, о недавних финансовых проблемах она быстро забыла, в семье появились излишки. Однако росли и аппетиты. Если в первый раз воровка «скромно» присвоила 800 тысяч рублей, то уже в следующем месяце — полтора миллиона, потом — два, затем все больше и больше. Всего Привалова бессовестно «пририсовала» себе почти 100 миллионов незаработанных рублей в течение года.


«Неправильные» платежки из своего компьютера тут же убирала, искажала отчетность, чтобы никто ничего не заметил. По ночам спала крепко, кошмары не мучили.


Но вдруг... тревогу забил сам директор предприятия: захотел как–то лично взглянуть на выписки из банка — и тут же обнаружил в них массу «странностей». В тот же день руководитель вызвал из Могилева ревизионную комиссию. Лишь после скандала Привалова опомнилась, схватилась за голову: «Что я наделала!»


Увы, горевать было поздно: деньги–то потрачены. Да и авторитет подорван.


Пока суд да дело


В ноги проверяющим она упала сама, не дожидаясь результатов проверки. Разрыдалась, во всем честно призналась. Но разве могла комиссия закрыть на такое глаза? Материалы были переданы в компетентные органы.


Следствие длилось 3 месяца, дело заняло 5 томов. А Лариса в это время лихорадочно думала, как погасить долги, — ведь только в этом случае она могла рассчитывать, что оставят на свободе.


Узнав, что сотворила супруга, муж очень удивился: сам честный человек, он больше всего ценил в ней порядочность. Но даже разочаровавшись в благоверной, в беде ее не оставил: стал, как мог, помогать ей рассчитываться. А самую существенную помощь бухгалтер неожиданно получила от стариков–родителей. Продав свою квартиру в военном городке и отдав вырученные деньги на погашение долгов, старики отправились жить к проворовавшейся дочери, а сама она вместе с дочерьми переехала на небольшую жилплощадь супруга. В общем, еще до передачи дела в суд общими усилиями всей семьи огромный долг был полностью погашен. В этом отношении Приваловой крупно повезло — далеко не у каждого найдутся такие сердобольные близкие. Не каждая семья простит такой позор.


Учитывая безупречную репутацию Приваловой в прошлом и то, что она добровольно возместила присвоенное, суд Бобруйска и Бобруйского района приговорил ее недавно к 5 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на 2 года. Пришлось сменить и род деятельности — в течение 5 лет она не сможет занимать руководящие должности.


Приговор вступил в законную силу. Сейчас Лариса очень не любит вспоминать, как ее «бес попутал».


Отвечать придется


К сожалению, подобные случаи в последнее время — не такая уж редкость. Руководители, должностные лица беззастенчиво запускают руку в карман предприятий, на которых работают. Причем суммы украденного достигают десятков и сотен миллионов рублей. Сегодня в Могилеве, Бобруйске возбуждено еще несколько уголовных дел в отношении последователей Приваловой. Раскрываются механизмы их «работы», изучаются документы, опрашиваются свидетели, собираются доказательства. Проворовавшиеся люди работали в торговле, на стройке, в промышленности, «коммуналке». Многие даже не были знакомы между собой. Их объединяет одно: присвоили чужое, а теперь будут за это отвечать. Ведь сколько веревочке ни виться...


Компетентно


Старший следователь по особо важным делам следственного управления предварительного расследования УВД Могилевского облисполкома Геннадий Сикорский:


— Расследуя это дело, я поначалу удивлялся: чего человеку не хватало? Отличная работа, достойная зарплата — ведь явно не бедствовала. Но, проанализировав аналогичные дела — к примеру, сейчас изучаю деятельность группы работников другого бобруйского предприятия, незаконно обогатившихся на 200 миллионов рублей, — обнаружил одну закономерность. Воруют–то чаще всего люди обеспеченные. Что это — привычка красиво жить, элементарная жадность? Между тем у тех, кто крадет по подобной схеме, нет ни одного шанса выйти сухими из воды. Да, на предприятии можно уничтожить все «проблемные» документы, но ведь в банке останутся копии. Первая же проверка выведет злоумышленников на чистую воду. В общем, мой совет: живите и работайте честно.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter