С начала года каждая четвертая донация крови в стране прошла бесплатно

Исправно работающий механизм

Одна из рекомендаций Всемирной организации здравоохранения по части национальной безопасности напрямую измеряется в литрах донорской крови — не менее 20 на 1.000 человек в течение года. Этот норматив наша страна выдерживает с запасом. В прошлом году он превысил 23 литра, а значит, внутренние потребности системы здравоохранения в крови и ее компонентах полностью обеспечены. Речи о том, чтобы что–то закупать за рубежом, а уже тем более продавать, не идет. ВОЗ также считает, что сдача крови должна быть полностью безвозмездной. Такой подход принят сегодня примерно в 70 государствах, но на создание подобной альтруистичной системы у них ушло 10 — 15 лет. Ставит перед собой такую амбициозную задачу и Беларусь, причем выполнить ее хотят уже к 2020 году.

Столько внимания безвозмездному донорству, когда исправно работают и механизмы с оплатой, полностью закрывая потребности стран в крови, уделяется не на пустом месте. Риски хорошо известны. Только настоящий альтруист, отдающий кровь по соображениям морали, не станет намеренно скрывать нюансы своего здоровья и будет придерживаться рекомендаций врачей о правилах поведения перед донацией. И наоборот, для «профессионального донора», превратившего сдачу едва ли не в основной заработок, «простои» из–за болезней и плохого самочувствия так же невыгодны, как для профессионального рантье задержки между заселениями сдаваемых квартир. Пусть эта теоретическая ситуация доведена до крайности, но безвозмездное донорство исключает даже малейший шанс на ее повторение в реальности. И уже с начала года каждая четвертая сдача крови в нашей стране прошла без всякого материального поощрения, а за весь прошлый год таких донаций было около 15%. Полный переход к безвозмездной системе не произойдет в одночасье, чтобы ни в коем случае не отпугнуть сложившийся пул доноров — их уже более 95.000, и за последние 3 года количество выросло на 15%. В РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий и вовсе 21% всех сдавших в прошлом году кровь сделали это впервые.

Популяризация именно бесплатной сдачи крови уже дает плоды: с 2013 года число таких доноров увеличилось всемеро. Большая ставка делается на молодежь, которую привлекают возможностью сделать доброе дело, и на приобщение к благородному делу целых трудовых коллективов. Примером служит Евросоюз, где создана полноценная культура корпоративного донорства (естественно, бесплатного). Среди других шагов по плавному переходу к безвозмездной системе — связать статус почетного донора только с бесплатной сдачей крови. В Евросоюзе, например, это звание уже давно полагается только за высокий моральный выбор, без всякого материального поощрения.

Правда, даже с появлением полноценной системы безвозмездного донорства останутся оплачиваемые исключения. Цельная кровь будет сдаваться бесплатно, но вот за ее компоненты — например, плазму или тромбоциты — по–прежнему будет полагаться денежная компенсация. Для регулярной сдачи компонентов крови нужно вести не просто здоровый образ жизни и придерживаться довольно строгой диеты, но и покупать те же витамины. Так что донору действительно лишь компенсируют понесенные расходы.

Стать в нашей стране донором компонентов крови можно лишь после периода успешной сдачи ее в цельном виде — промежуточный этап служит большей безопасности. Старается отлаженный механизм национальной службы крови в первую очередь для хирургии, на которую приходится до 60 — 70% всего потребления. И ни одна даже самая банальная и не предвещающая никаких последствий операция не начнется без должных резервов этих жидкостей в хирургическом блоке. Но это вовсе не значит, что при исправно выполняемых нормативах ВОЗ по запасам крови к ней относятся расточительно. Наоборот, переливание сегодня расценивается как серьезное вмешательство в организм, лишний раз к нему стараются не прибегать. Отсюда и ставка на малоинвазивные операции, не только не оставляющие заметных шрамов, но и не предполагающие большую кровопотерю. Когда же о ней известно заранее — то есть операция плановая, пациенту могут предложить аутопереливание: ему вернут собственную кровь, которую он сдаст заранее, что исключает любые осложнения. Ноу–хау — реинфузия, когда кровь пациента во время операции собирается и после многоуровневой очистки переливается обратно. Словом, ни одна драгоценная капелька не должна пропасть даром. В РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий редкие фенотипы крови и компонентов — например, гемопоэтические клетки — могут храниться в заморозке до 7 — 10 лет, ожидая своего часа спасти чью–то жизнь. Так что доноры могут быть спокойны: сданная кровь всегда будет цениться на вес золота — невзирая на то, выплачена ли за это компенсация или нет.

akostyukevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter