Проблема перебитых vin-номеров набирает обороты

Исправленному не верить

Проблема перебитых vin–номеров, по которым идентифицируют машины по всему миру, набирает обороты. В Беларусь такие автомобили идут в основном из Прибалтики и России. Грешит подобными сюрпризами и внутренний рынок. О том, как распознать подделку и не попасть на авто с криминальным прошлым, рассказывает старший судебный эксперт Октябрьского межрайонного отдела УГКСЭ Минска Валерий Борчук.


Валерий Борчук по специализированным базам проверяет серийный номер машины

Где прячется vin


Vin–код — уникальный серийный номер, который присваивается транспорту при выпуске с конвейера. Это как паспорт для человека. Майор юстиции удивил, сказав, что далеко не каждый автомобилист знает, что в его машине есть такая отметка, а уж тем более, где она находится:

— Зачастую она помещена на панели в моторном отсеке, под капотом и в ряде случаев в багажнике, салоне под сиденьями. Хотя разные производители также могут поставить номер, например, на передней панели, лонжероне. Длина кода — это комбинация из 17 алфавитно–цифровых символов. Буквы I, O и Q в ней не используются из–за схожести с цифрами 1 и 0. Каждый символ — определенная информация: о стране, где был выпущен транспорт, производителе, типе двигателя, модели, комплектации и прочем. Особенно важна контрольная цифра vin, по ней проверяется, не числится ли авто, скажем, в угоне.

Основная масса «нечистых» автомобилей отсекается при регистрации в ГАИ. Заметил инспектор, что что–то не так — приглашает криминалиста. По наблюдениям В.Борчука, на каждую сотню проверенных машин приходится около 20 с измененными данными. Как не попасться на удочку аферистов? Сверить идентификационный номер с дублирующим обозначением (на металлической табличке или наклейке). Причем смотреть нужно не только соответствие символов, но и то, как они нанесены, одинаков ли их наклон, высота, толщина штрихов. Есть в транспорте и места скрытого хранения информации. О них знает лишь производитель и эксперт, который исследует маркировку по обращению покупателя до сделки либо после, но уже по настоянию правоохранительных органов.

 
Дублирующая табличка, по которой можно сверить оригинальный vin

Код, да не тот



Код в основном подделывают на бюджетных машинах и пользующихся особым спросом, к примеру, на БМВ. Понятно: чем дороже товар, тем качественнее подпольный сервис и тем сложнее находить изменения. Это может быть как полная, так и частичная замена маркируемой панели, несъемных деталей либо изменение самого vin–номера. Допустим, авто побывало в аварии и повреждена поверхность с кодом. В таких ситуациях, признается собеседник, разглядеть подделку за ремонтными работами очень трудно, особенно если они выполнены некачественно (что встречается почти в 70 процентах случаев). А бывает и так: умельцы перебивают номер, наводят внешний лоск и специально... бьют машину, пытаясь скрыть липу ремонтом. Транспорт могут ввезти в страну и по частям, тоже изрядно поколдовав над маркировкой. Валерий приводит в пример ситуации, когда при резком маневре, объезде препятствия, легком столкновении автомобили буквально разваливались прямо на дороге. Почему? Сварены были из нескольких транспортных средств. 
Кстати, способ крепления, начертания шрифтов, места их расположения, виды дублирующих табличек и прочее криминалисты могут проследить по каждому модельному ряду. При необходимости сведения запрашиваются у завода–изготовителя, некоторые — через Интерпол. Однажды старший судэксперт исследовал «Фольксваген», прилично поездивший по стране и прошедший не одну перерегистрацию: «Маркировка оказалась поддельной. В целом исследование может длиться как пару часов, так и недель — если нужен полный демонтаж. Зрелище, скажу я вам, не для слабонервного покупателя, поскольку нередко приходится снимать детали, лакокрасочное покрытие, зашлифовывать поверхность и обрабатывать ее химреактивами. После глубокого экспертного осмотра авто, бывает, увозят эвакуатором, так как требуется восстановление». Выводы криминалиста передаются в милицию, проводится проверка. Нередки случаи, когда так находили угнанный транспорт и возвращали владельцам, белорусский же покупатель оставался ни с чем. Недавно минчанин купил Porsche стоимостью более миллиона российских рублей. Посредник уверял, будто «немцу» всего пару лет и он из московского салона. На самом деле маркировочная панель была вырезана и вварена новая, а восстановленный vin показал: ТС неделю как в угоне. Можно себе представить масштабы криминального автобизнеса, если всего за семь дней авто зачищено и продано в Беларуси. Работает целая сеть: одни угоняют, другие подделывают документы, забота третьих — vin, четвертых — клиенты. 


 
С этим криминальным авто эксперт поработал основательно 


Тройка превращается...


Конечно, не все машины, которые направляются на исследование, криминальные. В старых ТС маркировка уничтожается с возрастом, и если родной vin уже не восстановить, присваивается новый. Бывает также производственный брак. В этой ситуации, говорит собеседник, достаточно одного заключения ГКСЭ для постановки на учет. Хотя известны единичные случаи, когда эксперты сопредельных государств не верят этим документам. Или, наоборот, криминалисты Евросоюза говорят, мол, авто в порядке, в Беларуси же выясняется, что не совсем.

Майор Борчук показывает несколько снимков: «Вот автомобиль ну очень старый, а выкрашен и отполирован так, будто из салона. Настораживает. Как и местами толстый либо тонкий слой лакокрасочных материалов или они взялись с подтеками, есть наплывы. Также нужно смотреть, не отличается ли поверхность на стыке швов». Если же машина после аварии и вы знаете, какая часть повреждена, а лакокрасочные работы не затрагивают маркировку, то шансов попасть на «чистое» авто больше. Подозрения могут возникнуть и при банальном осмотре vin–кода. Обозначения должны быть явными и четкими. Особое внимание — символам, которые легко исправить: из тройки можно получить 8, из пятерки — 6... Часто меняют и год выпуска, омолаживая товар. В любом случае, если сомневаетесь, обратитесь к специалисту.

На исследования машины попадают и с границы. Купил, к примеру, человек автотехнику у перевозчика, зарегистрировал, а при выезде из страны выясняется: авто вообще не ввозилось, сведений по нему нет. И идет машинка на экспертизу. Кстати, в отличие от Беларуси в РФ и других государствах нарваться на ТС с перебивками либо клонов (с одинаковой маркировкой) можно и в автосалонах. Не говоря уже про автохаусы с липовой вторичкой, которой, к слову, хватает и у нас. Аналогичная история с грузовыми машинами, мотоциклами, прицепами и прочим транспортом.

А кому на руку институт доверенностей, по которым автомобиль передается без снятия с учета и перерегистрации? Прежде всего мошенникам. И что удивляет: сколько бы автолюбителей не обожглось на сомнительных сделках, рассчитывая на авось и экономию, покупатели и сейчас редко обращаются за экспертной оценкой.

 
Перебивка. Цифра 3 заменена на 8, а 2 продублирована со смещением 


Кстати

По vin–коду любой желающий может узнать почти все о машине, которую собирается купить. Как говорится, Гугл нам в помощь. По специализированным же базам правоохранительных органов устанавливаются и другие характеристики, допустим, каков пробег, сколько было владельцев, не попадало ли авто в ДТП.

Справка «СБ»

До 1981 года проблемой использования идентификационных кодов было отсутствие стандартизации, и различные производители применяли разные форматы кода. С 1981–го vin состоит из 17 символов.


Фото Александра СТАДУБА и из архива УГКСЭ.

Советская Белоруссия № 116 (24998). Вторник, 21 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter