Исправление ошибок

Гибель людей — почти всегда чья–то недоработка
Гибель людей — почти всегда чья–то недоработка

Недавно в поселке Глуша Бобруйского района от удара током погиб 9–летний гимназист Руслан, забравшийся из любопытства на территорию трансформаторной подстанции. Трагическая судьба мальчика, о которой «СБ» уже рассказывала, взволновала многих читателей. Поначалу в редакцию позвонили соседи приемной семьи, в которой воспитывался Руслан, возмущались, что же это за ограждения на наших подстанциях, если туда при желании проникают даже такие малыши.

А вскоре пришло письмо из Белыничей. Журналист с 40–летним стажем, ныне пенсионер Виктор Сухарев, написал, что, к примеру, в деревне Головчин, где он родился, подстанция и вовсе не огорожена, стоит себе на краю деревни у всех на виду, лезь кто хочет.

...Еду в Белыничи. Чистый уютный двор с беседкой, на двери административного здания табличка: «Филиал РУП «Могилевэнерго», Могилевские электрические сети, Белыничский район электросетей». Главный инженер РЭС Владимир Адамович усаживает нас с Виктором Ефимовичем в свою служебную машину и везет к той самой деревенской подстанции, всю дорогу доказывая, что сооружения эти, если их не трогать, абсолютно безопасны и что калечатся и гибнут люди только из–за собственной алчности, когда, наплевав на страх, лезут воровать медь и алюминий. Да еще детишки иногда становятся жертвами собственных шалостей (!).

— Согласно существующим правилам комплексные трансформаторные подстанции устанавливаются на высоте, что исключает доступ к ним без лестницы, — перечислял мне меры предосторожности Владимир Геннадьевич Адамович. — К тому же низковольтный и высоковольтный щиты запираются на замок, и это преграждает путь к оборудованию, которое находится под напряжением. В общем, чтобы добраться до токоведущих частей, нужно применить спецприспособления (ту же лестницу) или силу (сбить замок).

Узнав мнение специалиста, можно было, наверное, и успокоиться. Может, действительно все делается правильно? Но ведь случай с Русланом далеко не единичный, и, если, по мнению главного инженера, подстанции абсолютно безопасны, почему на них так часто гибнут и калечатся люди? Кстати, несколько достаточно красноречивых примеров Владимир Адамович привел сам. Выходит, противоречит сам себе?

Около месяца назад в Пружанском районе на подстанции погиб 29–летний парень, без отца остались двое детей. Бедолагу обнаружили прохожие, рядом хозяина напрасно дожидался автомобиль, на земле лежал топор. Судя по всему, погибший промышлял добычей цветных металлов. В другом районе страны на подстанцию за металлом полез... электрик и тоже пострадал. А однажды отец подбил на опасное воровство сына–подростка, и это опять же завершилось трагедией.

Но оставим на время «металлоискателей», для которых воровство стало чуть ли не образом жизни. Ни для кого не секрет, что дети имеют обыкновение шалить и для некоторых эти шалости заканчиваются смертью или тяжелыми травмами.

В первых числах сентября прошлого года на пульт диспетчера Рогачевского района электросетей поступил сигнал о замыкании на подстанции, почти одновременно из МЧС позвонили, что в местную больницу доставлен мальчик без сознания со следами электрических ожогов. Выяснилось, что пацан залез на стоящий рядом с ограждением металлический гараж, потом по молниеотводу спустился на опасную территорию, поднялся по стационарной механической лестнице, приблизился на недопустимое расстояние к токоведущим частям. В результате — ожоги IV степени обеих рук и ног. А ведь подстанция была ограждена по всему периметру высоким забором, ее ворота закрывались на замок, имелись все необходимые надписи и обозначения на ограждении. Но, видно, всего этого оказалось недостаточно. Как и в Бобруйском районе, причиной трагедии стало детское любопытство.

На Шкловщине в прошлом году тоже был похожий случай, только школьник был постарше, лет 13.

Девятикласснику из Житковичского района еще больше не повезло в минувшем октябре: нашли его тело с обоженными током руками не сразу, первая медицинская помощь своевременно оказана не была, и он умер не только от удара током, но и от падения, переохлаждения.

Выводы неутешительны: забор вокруг подстанции — не панацея от всех бед, преодолеть его для многих не составит труда, случаи с Русланом и рогачевским школьником тому подтверждение.

Возможно, составители проектной документации все же чего–то не учли, не рассчитали и настало время доработать проекты?! Ведь проблема существует не в масштабах одного района или области — целой страны.

Компетентный комментарий

Владимир КОРДУБА, ведущий инженер предприятия «ОДУ» государственного производственного объединения «Белэнерго»:

— Публикация в «СБ» о травматизме током, считаю, только поможет энергетикам, которые постоянно проводят целенаправленную просветительскую работу среди населения. Энергетические объекты относятся к категории повышенной опасности, поэтому в соответствии с нормами проектирования оснащаются ограждениями, специальными предупредительными плакатами и запорами, призванными предотвратить проникновение посторонних лиц. Аналогичные меры принимаются во всех странах мира.

По инициативе белорусских энергетиков уже много лет в местных газетах, на радио проводятся циклы лекций и бесед по электробезопасности, в школах практикуют написание диктантов, а с этого года тематические мероприятия проходят и в детских дошкольных учреждениях. Кстати, Беларусь — единственная страна на постсоветском пространстве, где ведется такая профилактическая работа.

В стране эксплуатируется около 270 тысяч километров линий электропередачи разных классов напряжения, почти 73 тысячи электроподстанций, в том числе около 72 тысяч распределительных подстанций мощностью 6 — 10 киловатт, которые установлены в населенных пунктах, на фермах, в садоводческих товариществах и т.д. При таком разветвленном электрохозяйстве возможны и недосмотры за их техническим состоянием, однако опыт расследований случаев гибели людей показывает, что очень редко этот фактор является причиной несчастных случаев.

По моему мнению, высотой заборов и колючей проволокой проблему не решить, а энергетики готовы поддержать любые разумные предложения и формы работы с населением для исключения гибели людей от электротока — в первую очередь детей.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter