Максим, волонтер общественного объединения "Позитивное движение", помогающего людям с ВИЧ, с таким диагнозом живет 16 лет. На его глазах изменился сам портрет "позитивного". Это не дамы легкого поведения, не наркопотребители. Недавно проведенное у нас исследование "Индекс стигмы" подтвердило тенденцию: практически четверть опрошенных женщин узнали о своем статусе только во время беременности. Сегодня инфекция чаще всего передается не от наркопотребителя к наркопотребителю, а от одного полового партнера к другому. Как ни крути, в группе риска любой.
Самую главную трудность Максим преодолел - принял свой диагноз. Как осознать, что все твои планы летят в тартарары? Во время исследования 71 процент опрошенных признал: по-прежнему очень тяжело... Максим принимал наркотики и о заболевании узнал еще в 1997 году. Понадобилось 4 (!) года, чтобы прийти в себя:
- Кажется, что все догадываются о твоем статусе, словно он написан на лбу. Затем думаешь: будь что будет. Сейчас-то я живой.
Лет 10 назад, признается Максим, приходилось туго. Общество принимало таких в штыки. Отсутствовало и более-менее нормальное лечение. В 90 процентах случаев диагноз означал скорую смерть. Нелегко было даже найти собратьев по несчастью, чтобы банально пообщаться. Бросались в интернет. В результате в голове - полная каша. А сегодня при "Позитивном движении", по словам его сотрудника Вячеслава Самарина, работают анонимные группы взаимопомощи для людей с ВИЧ и их близких. Здесь нет табу, неудобных вопросов...
Да, Максим тоже боялся рассказать о своем статусе: "Но родители приняли новость как данность. В тот же вечер обзвонил друзей. С большинством общаемся до сих пор". Хотя предубеждение в обществе не исчезает. 27 процентов респондентов "Индекса стигмы" в течение года лишились из-за своего статуса работы. Ударяет диагноз и по личной жизни. Каждая пятая ВИЧ-позитивная женщина запретила себе думать о браке, 60 процентов - о детях. Многие, боясь быть отвергнутыми, пытаются завязать отношения со "своими". Существует даже специальный сайт знакомств среди "положительных". Кроме стандартных граф "Интересы", "О себе", указывают срок жизни с ВИЧ, посещают ли группы взаимопомощи, принимают ли терапию.
Лекарства - еще один барьер. Схема лечения включает 2 - 3 препарата. На всю жизнь. Но одни не верят в существование ВИЧ, другие считают, что их травят, у третьих внутренний протест: как, быть привязанным к таблеткам? Максим сам проходил через сомнения: "После очередного теста врач-инфекционист сказала, что пора начать принимать лекарства. А я-то чувствовал себя здоровым! Вместе с товарищем по несчастью решили: скажем, что пьем, а сами месяц обождем... И спустя месяц из-за жуткой слабости мне сложно было даже встать с дивана!" Самое важное, считает он теперь, - как ты относишься к своему диагнозу: "Если боишься, то страх передастся и другим. А если вспоминаешь о своем диагнозе два раза в день, когда нужно принимать лекарства, то он отходит на двадцатое место. Сегодня я верю, что любая проблема преодолима, ну а хирургом или милиционером (людям с ВИЧ нельзя выбирать эти профессии) я становиться не собираюсь".