Сельская газета

Исполнительный директор французской компании Вероника Агуэра: «Лично я пробовала ваше молоко. Шарман!»

Послесловие к специализированному IV Экспортному форуму
СЫРЫ, масло, молоко, йогурты, творог... Наша молочка становится одним из главных ньюсмейкеров. Три дня в Минске о ней говорили более трех сотен участников Экспортного форума из Беларуси, России, Чехии, Франции, Китая и других стран. И если бизнесмены из Поднебесной стали уже частыми гостями и нашими деловыми партнерами, то интерес французских топ-менеджеров – это топ-новость. Руководитель проектов в Центральной Азии и СНГ Ассоциации по продвижению французского агробизнеса Рашлин Левин: «Мы уже смогли оценить высокое качество белорусской продукции — молока, йогуртов, сыров. Но ведь и наши продукты известны своим качеством. Поэтому сейчас очень важно, чтобы наши специалисты работали вместе».


НАША молочка сегодня – это бренд и прибыль. Только вдумайтесь в свежие факты: в январе в мировом рейтинге экспортеров мы оказались на  втором месте по сгущенному молоку, третьем — по маслу и сыворотке,  четвертом — по сырам и  на пятом — по сухому молоку. В 2017 году в структуре продовольственной валютной выручки продажи молочной продукции занимают более 60 процентов — 4,9 миллиарда долларов. За январь-февраль наторговали на 765 миллионов. Каждый доллар, вложенный в сельское хозяйство, приносит дополнительную выручку в три, а одна дойная корова в бюджет примерно 3 тысячи рублей. 

Вкус нашей молочки распробовали в 70 странах, причем  за последние пару лет появились 18 новых зарубежных партнеров. Экспортные продажи растут по всем направлениям. Кроме России. Реальность такова, что соседний рынок становится все более проблемным и сложным. Почти каждую неделю российские чиновники заявляют, что вот-вот откажутся от наших сыров и творогов, так как они дешевые  и сбивают цену, кивают на их якобы плохое качество. Что категорически опровергла на  форуме исполнительный директор французской компании Вероника Агуэра: «Я лично пробовала ваше молоко, сыр – все очень вкусно. Очень хорошее качество». Говорят, о вкусах не спорят, но мнение и оценка авторитетного гурмэ из Франции расставляет все точки.

Главное, что будоражит умы соседей, — сильная господдержка наших производителей, что якобы способствует снижению себестоимости продукции. Полноте! В России в прошлом году на развитие молочной отрасли выданы льготные кредиты на  102  миллиарда рублей, а министр сельского хозяйства Ткачев заявил недавно, что и в 2018 году сохранены все действующие направления господдержки молочного скотоводства. Они включают в себя субсидии на килограмм молока, по льготным кредитам, возмещение части прямых понесенных затрат при создании молочных комплексов, поддержку развития племенного молочного скотоводства, гранты фермерам на развитие молочных ферм. Российские молочники с начала 2018 года получили льготные кредиты на 260 миллионов рублей, а в целом объем субсидий по полученным льготным кредитам составит 6 миллиардов рублей. 

Кстати, на форуме риторика российских молокопроизводителей,  в отличие от страшилок надзорных чиновников,  несколько иная. Исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Людмила Маницкая: «Для нас Беларусь является примером и в технологиях, и в качестве продукции, и в ее широчайшем ассортименте. Мы тоже пытаемся достичь высокого уровня производства — и нам есть чему учиться друг у друга. Беларусь по-прежнему остается стратегическим партнером России. В том числе и в молочной отрасли». И потом не надо забывать, наши производители силком никого не заставляют покупать, приезжают партнеры из РФ и сами определяются с закупками. Почему покупают? Элементарно: потому что выгодно, российский потребитель знает белорусское качество, доверяет ему.

О ПРИЧИНАХ разногласий с Россельхознадзором можно говорить долго. Логично, что в этих условиях Минсельхозпрод сделал ставку на снижение нагрузки на российский рынок и изменил структуру экспорта. Доля нашей восточной соседки в общем объеме экспорта молочки в 2017 году сократилась на 6 процентов и чуть превысила 90 процентов. Это самый низкий показатель за последние пять лет. В январе-феврале — еще на 7 процентных пунктов.   

Собственно, давно понятно и об этом говорилось не раз: нужен экспортный маневр. Тем более что молокоперерабатывающие комбинаты наращивают объемы, для чего постоянно модернизируются. Начальник главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Александр Щербенок констатирует: «Более 30—40 процентов выручки предприятия вкладывают в модернизацию. К примеру, Верхнедвинский молочный комбинат увеличил мощности со 180 до 240 тонн в сутки. Реконструкцию проводят на Беловежском, Барановичском, Рогачевском и других предприятиях». 

Так что диверсификация зарубежных продаж нужна как воздух. И надо сказать, получается. В страны СНГ поставки молочной продукции в прошлом году увеличили втрое, заработав 165,3 миллиона долларов. Только за два месяца 2018-го продажи в регион превысили 32,5 миллиона. Пошел резкий рост экспорта в Казахстан. По итогам двух месяцев он увеличился в 2,6 раза — до 6288 тонн, а в стоимостном выражении вырос в 2,3 раза — до 12,4 миллиона долларов. 

Не забываем и про дальнюю дугу. Поставки сельхозпродукции в страны дальнего зарубежья увеличились на 13,5 процента. В полтора раза вырос экспорт  в страны Азии и Океании, увеличились объемы продаж в Америку, Китай, возобновлены поставки в Венесуэлу. Не думаю, что кто-то из стран постсоветского пространства может похвастаться такой диверсификацией. 

А что нового на мировом молочном рынке? Если не брать в расчет Индию, мировой прирост молока к 2022-му составит 35 миллионов тонн. Китай произведет 2,5 миллиона тонн, Юго-Восточная Азия снижает производство, одновременно оставаясь на том же уровне потребления. Вероятнее всего, со временем эти страны станут крупнейшими импортерами. 

Что касается продаж, аналитическое агентство CIRA (Франция) прогнозирует на форуме: в целом изменений ожидается мало. Главными экспортерами останутся страны Евросоюза, Новая Зеландия, США и Латинская Америка — на 3 региона придется 77 процентов прироста экспорта. Однако Новая Зеландия все чаще сталкивается с капризами природы, снижая в последние годы выход молока. 

А ВОТ основным импортером станет Азия, куда в ближайшей перспективе устремятся бурные потоки молочного импорта, и прежде всего из США и Европы. Весомый прирост импорта покажет Китай и Африканский континент, где кроется более 2 миллиардов долларов. В статусе крупного покупателя молочной продукции CIRA также видит Японию. Кстати, эта страна возглавляет международный рейтинг импортеров сыра, который пока не является обязательным повседневным продуктом, однако становится очень популярным. И что любопытно, у японцев активным спросом пользуются так называемые аналоговые сыры с растительными жирами, так как считаются здоровым питанием. 

Разумеется, не должна упустить шанс на достойный молочный экспорт Беларусь. Но скажем прямо: серьезного прорыва в диверсификации пока не произошло, хотя в последние три года Минсельхозпрод буквально настаивал на расширении географии и объемов зарубежных продаж. Кардинальных перемен, при очевидных, но все же локальных успехах, не произошло, и сегодня производители пожинают плоды своей медлительности.

Но только ли в медлительности дело? На форуме был организован «круглый стол» для наших переработчиков и представителей крупного ритейла. Казалось бы, что еще — дискутируйте, обменивайтесь мнениями, снимайте претензии, договаривайтесь. Но из четырех десятков молочных комбинатов пришли представители максимум пяти, да и сетевиков было негусто – всего трое. «Дискуссия», по сути, свелась к одному – давайте жить дружно. 

НЕУЖЕЛИ это неинтересно и не нужно? А ведь предпродажная подготовка, маркетинг, продвижение своей продукции – то, на чем спотыкается большинство сельхозпроизводителей и переработчиков. Чтобы получить свою прибыль, надо   правильно представить продукт, брендировать его. Знают ли переработчики о таком понятии, как клиентоориентированность? В словаре синонимов к этому слову нет. Если вы делаете то, что нравится людям, — они платят. Если вы делаете то, что нравится вам, — платите вы. Покупатель выбирает раскрученные бренды, приятную упаковку, ассоциирует свои чувства и образы с рекламой. А натруженные  руки аграриев, мокрая от пота спина – все это остается за скобками. Продажи живут по жестким правилам профессионального маркетинга.

Вопрос ребром

— Мировые игроки молочного рынка расценивают Беларусь как важного участника торговой площадки?

Вероника АГУЭРА:

— Определенно да. Это важный игрок молочного рынка. Страна наращивает объемы производства, имеет низкие цены, хорошее качество продукта и серьезные намерения развивать экспорт. Кроме того, Беларусь находится в непосредственной близости от европейских стран, поэтому это серьезный конкурент на большом рынке. Страна сохранит и упрочит позиции в мировом рейтинге поставщиков сыров. 

germanovich@sb.by





Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости