Исполнилось 80 лет балету «Ромео и Джульетта»

Ровно 80 лет назад в Кировском (ныне Мариинсаком) театре в Ленинграде состоялась премьера балета Прокофьева в постановке Леонида Лавровского с декорациями Петра Вильямса. Партию Джульетты танцевала Галина Уланова. Дирижировал Исай Шерман. Спектакль в 1946 году целиком, вместе с главной героиней перенесли на сцену Большого театра СССР, где он немедленно удостоится Сталинской премии первой степени.

Не будем пересказывать запутанную историю его постановки и шуточку, придуманную еще в 1935 году каким– то оркестрантом Большого театра: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Сама Уланова, между прочим, эту шуточку с удовольствием повторяла, что не помешало ей войти в бессмертие именно в партии Джульетты.

Вспомним лишь, что в первоначальном варианте сценария, который был написан Прокофьевым в сотрудничестве с режиссёром Сергеем Радловым и драматургом Адрианом Пиотровским, у этой хрестоматийной истории был счастливый конец, и лишь разгром балета Шостаковича «Светлый ручей», либреттистом которого по несчастному совпадению был Пиотровский, заставило авторов отказаться от этой идеи. Балет был поставлен по сценарию Лавровского.

На белорусской сцене первую постановку «Ромео и Джульетты» осуществил Отар Дадишкилиани. Премьера состоялась 9 июня 1968 года. Джульетту танцевала заслуженная артистка Таджикистана, народная артистка Беларуси Ирина Савельева, которая впоследствии – уже как педагог Минского хореографического училища – воспитала многих Джульетт Елизарьева.  Дирижировал народный артист Казахстана Газиз Дугашев, за свои недолгие два года на должности главного дирижера Большого театра БССР осуществивший, между прочим, постановки «Альпийской баллады» Глебова и Алеси» Тикоцкого.

Еще одной замечательной исполнительницей партии Джульетты была в те годы заслуженная артистка РСФСР Клара Малышева – жена балетмейстера Отара Дадишкилиани. В значительной мере за эту партию она в 1971 году удостоилась звания народной артистки БССР.

–  Увы, я не танцевала Джульетту в постановке отца, я была тогда совсем маленькая, –  говорит заслуженная артистка Беларуси Нателла Дадишкилиани. Она живет и работает сейчас в Омане, так что общаемся мы с ней через интернет. – Танцевала моя мама Клара Малышева, а я уже только в постановке Валентина Николаевича Елизарьева. Я уточнила у отца, его спектакль шел совсем недолго – всего каких– то пять или шесть лет.

–  Вы же на сцене с 1979 года?

–  Да, мы закончили Минское хореографическое училище в 1979 году, по классу педагога народной артистки Беларуси Ирины Николаевны Савельевой..

–  И сразу большие партии?

–  Нет, не сразу. Первой моей большой партией была Ева в «Сотворении мира» в 1981 году, затем «Жизель», но мы продолжали стоять в кордебалете и готовить спектакли по молодежной линии. Правда, забыла сказать, мы станцевали «Па-де-катр» в 1980 году. Приезжала Рима Шлямова из Пермского театра, готовила с нами. В солисты перешли где-то в 1983–1984 году. После «Сотворения мира» и «Жизели» была «Кармина Бурана». Нам очень повезло, так как на нас ставился балет. Затем был «Спартак», меня вводила Людмила Бржозовская, спасибо ей. «Весна священная» тоже ставилась на нас. Я танцевала с Олегом Корзенковым, к сожалению, так рано ушедшим.

–  А Джульетта?

–  «Ромео и Джульетта» также ставился на нас (Инесса Душкевич, Татьяна Ершова и я).

–  Чем он отличается от других елизарьевских спектаклей? Вы же почти все танцевали? Взгляд снаружи и взгляд изнутри, как говорят в Одессе, «две большие разницы».

–  Все балеты очень разные, все эмоциональные и пластичные. Драматургия конечно разная. По накалу страстей «Ромео и Джульетта» более драматичный спектакль. Я больше всего любила танцевать «Спартак», «Сотворение мира» и «Весну священная».

Я очень хорошо помню премьеру «Ромео и Джульетты» в постановке Елизарьева, которая состоялась 2 ноября 1988 года. Партию Джульетты танцевала Инесса Душкевич (тогда еще она не была народной), партию Ромео – великолепный Владимир Иванов. Дирижировал великий специалист по Прокофьеву, народный артист СССР Геннадий Проваторов. К слову, в тот момент у нас в театре шла прокофьевская эпопея «Война и мир», а пару месяцев спустя к ней добавилась и «Маддалена» –  обе оперы в постановке Семена Штейна. С такими сокровищами в репертуаре мы смогли принять у себя Всесоюзный прокофьевский фестиваль.

Заслуженная артистка Беларуси Татьяна Шеметовец Джульетту никогда не танцевала.

–  Я была в составе...Но на тот момент у меня не было партнёра, –   вспоминает она. –  Поэтому Валентин Николаевич на премьеру перевёл меня на синьору Капулетти. Я так там и осталась.

–  А почему?

–  Не хватало! Было много Джульетт и мало Ромео... Сейчас тоже есть такая проблема.

5 декабря 2018 года состоялась премьера второй авторской редакции – на мой взгляд, великолепной.

–  Редакция не так уж сильно изменилась, - говорит Татьяна Шеметовец, ныне заведующая балетной труппой Большого театра Беларуси. - Самое главное в спектаклях Елизарьева –  неподдельная наполненность. Если это есть, и артисты проживают образы, а не «изображают», то тогда и спектакль будет. Все его спектакли особенно звучны благодаря таланту и ярким индивидуальностям отдельных артистов. Когда гениальные артисты танцуют главные роли.

Фото Большого театра и из личного архива автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter