Исполкомы бессильны в борьбе со стоками?

Такой  вопрос  напрашивается  при  анализе  исполнения  прокурорских  предписаний

Такой  вопрос  напрашивается  при  анализе  исполнения  прокурорских  предписаний 

Охрана окружающей среды – задача государственной важности. И за ее исполнением следит такое серьезное ведомство нашей страны,  как прокуратура. Однако и его полномочий порой недостаточно, чтобы призвать нерадивых нарушителей природоохранного законодательства к порядку. По какому идти пути: разработать новое законодательство или, чего проще, жестче применять существующие законы? Об этом — в беседе нашего корреспондента с советником  юстиции, старшим помощником прокурора Могилевской области по надзору за исполнением природоохранного законодательства Сергеем Сильвановичем (на снимке). 

— Время, когда природные богатства эксплуатировались без оглядки на возможные последствия, безвозвратно ушло. Свидетельство тому – состояние климата и природные катаклизмы, поражающие нашу планету. И поэтому каждый проект, будь то строительный, производственный или сельскохозяйственный, должен полностью соответствовать требованиям экологической безопасности. Вся хозяйственная деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с природоохранными требованиями. И прокурорский надзор за исполнением этих норм является одной из основных задач органов прокуратуры. 

Прокурорами Могилевской области только в 2007 году проведено 149 проверок исполнения природоохранного законодательства. По их результатам внесено 72 представления, 172 предписания, вынесен 81 протест. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 400 человек, к материальной 64 физических и 5 юридических лиц. С них взыскано в общей сложности более 26 миллионов рублей. По материалам проверок возбуждено и передано в суд 6 уголовных дел. 

В прошедшем году органами прокуратуры уделялось самое пристальное внимание надзору за исполнением законодательства о рациональном использовании и охране земельных ресурсов, прежде всего вблизи водных объектов. 

Последние проверки, проведенные по заданию Генеральной прокуратуры, показали, что в Могилевской области не допущено серьезных нарушений в данном вопросе. 

— Как строится ваше сотрудничество с органами местной власти в решении всех этих проблем? 

— В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» большая роль в осуществлении государственной политики в области охраны и рационального использования природных ресурсов отводится местным Советам депутатов. Именно они определяют политику в данной области на своих территориях. Поэтому основная масса прокурорских представлений об устранении выявленных нарушений направляется в адрес исполнительно-распорядительных органов местных Советов. К сожалению, реакция на законные требования прокуратуры оставляет желать лучшего. Некоторые исполкомы рассматривают акты прокурорского реагирования формально, не принимают решительных мер по устранению выявленных недостатков и нарушений. Поэтому многие проблемы накапливаются годами, не находя своего разрешения. Например, с 2006 года облпрокуратура ставит вопрос перед Бобруйским райисполкомом о незамедлительном ремонте очистных сооружений в поселке Большие Бортники. В этом населенном пункте хозфекальные стоки 40 квартир, детсада и школы, минуя разукомплектованную канализационно-насосную станцию, сбрасываются в водоохранную зону реки Ола. Канализационная сеть на протяжении двух километров полностью зашлакована. Само здание станции находится в аварийном состоянии. В своих ответах в прокуратуру области райисполком неоднократно сообщал, что данная проблема будет решена, однако, как говорится, воз и ныне там. 

Не лучшее положение дел и в Мстиславльском районе. Там в числе нарушителей оказалось несколько предприятий. На территории ЧУП «Мстиславльский коопзаготпром» загрязненные стоки скотоубойного цеха из-за неисправной канализационной системы сбрасываются по рельефу в пойму реки Вихра. Ряд нарушений статей Водного кодекса выявлен в СПК «Мазоловский», «Советская Белоруссия». 

Перечень примеров по области можно продолжить. Местные органы власти реагируют на них, мягко говоря, формально. Особенно удручает, что от работы в сфере природоохранного законодательства практически устранились исполкомы сельских Советов. А ведь именно они, как органы власти, наиболее приближенные к местному населению, должны проводить разъяснительную работу и пресекать факты нарушений. Но этого не происходит. В прошлом и нынешнем годах абсолютное большинство сельисполкомов не рассмотрело ни одного административного дела по нарушению правил благоустройства населенных пунктов. И районные власти на это бездействие никак не реагируют. 

— Каков выход из сложившейся ситуации? 

— Основная причина создавшегося положения – ненадлежащее отношение к выполнению своих же решений со стороны руководителей исполкомов и непонимание ими важности экологических проблем. Некоторые попросту от них отмахиваются, считая, что на вверенной территории есть более важные и приоритетные задачи. Изменить положение дел способна только персональная ответственность руководителей исполкомов и, конечно же, предприятий всех форм собственности за невыполнение природоохранного законодательства. 

— Может, необходимо совершенствовать законодательную базу, касающуюся охраны окружающей среды? 

— Природоохранное законодательство Республики Беларусь разработано на высоком уровне и учитывает все реалии сегодняшнего дня. Например, нарушение законодательства об отходах влечет за собой административную ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин. А это значит, что за оставленный в лесу мусор нарушитель может выложить из своего кармана более 150 тысяч рублей. Аналогичные и еще более строгие нормы содержатся и в других статьях закона об охране окружающей среды. Дело за малым – применить закон на практике. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter