Исполком online

Как преодолеть бюрократические препоны быстро, без нервов и не выходя из домаПочему в поликлинике не выдают на руки амбулаторную карту? Как добиться, чтобы сосед не курил на площадке? Когда починят асфальт на вашей улице? Кто должен менять лампочки в подъезде? На что имеет право многодетная семья? Чтобы получить от местной власти ответ на волнующий вопрос, зачастую приходится писать письма или идти к чиновнику на прием лично. А если досадная мелочь мешает жить, но поход в райисполком кажется слишком хлопотным делом? Или вам нужна, к примеру, полная информация о льготах в письменном виде и срочно? Способ помочь людям разрешить эти сложности нашли некоторые местные органы власти, об опыте которых мы решили рассказать на страницах “Народной газеты”. Возможно, хорошая идея получит распространение.

Вопросы без ответа?
Сегодня у всех 118 райисполкомов и многих горисполкомов страны есть собственные официальные сайты. Пионерами стали Брестская и Гомельская области, где интернет-странички начали появляться еще в 2005 году. Примерно год назад сайтами обзавелись многие районные администрации Витебской области, полгода назад — Минской. Несколько лет назад многие исполкомовские “представительства” во Всемирной сети выглядели довольно блекло. К примеру, основным материалом сайта было интервью с председателем райисполкома, но найти на главной странице телефон и адрес учреждения было невозможно. И если первоначально главной задачей было создание имиджа и знакомство пользователей Интернета с районом, сегодня на первое место выходит использование сайта в качестве инструмента дебюрократизации. По словам начальника центра связи и автоматизированных систем Белорусского телеграфного агентства Семена Рыжевича, на каждом сайте райисполкома, созданном БЕЛТА, обязательно есть рубрика “одно окно”. Как правило, в этом разделе можно найти график проведения горячих линий, информацию о телефонах и времени приема руководителей различных подразделений райисполкома,  тексты нормативно-правовых актов, перечень административных процедур, бланки заявлений и т.д. Уже неплохо. Однако некоторые представители власти пошли еще дальше.
Яркий пример — опыт Новополоцкого горисполкома. Официальный сайт города www.novopolotsk.by сегодня в день просматривают около 600 посетителей, разъясняет администратор сайта Андрей Ходорик. Когда заглядываешь на главную страницу, прежде всего внимание привлекает нестандартная рубрика “вопрос—ответ”. Точнее, удивляет ее наполнение. На большинстве сайтов местных органов власти под той же вывеской работает система обратной связи, то есть форма, воспользовавшись которой, можно отправить электронное письмо. Однако новополочане пошли дальше: два года назад начали наполнять эту рубрику поступающими от граждан вопросами и ответами компетентных специалистов.  При этом авторство задавшего вопрос не указывается, зато все посетители сайта узнают, в чьей компетенции ответы на волнующую многих людей тему. К примеру, на вопрос о потерянной в поликлинике карточке отвечает главный врач УЗ “Новополоцкая центральная городская больница” Александр Трапезников. А на просьбу установить в поселке Полимировский новые контейнеры для сбора мусора реагирует директор НКУП ЖРЭО Владимир Исаков. Кто в городе выдает разрешение на установку спутниковой антенны, подсказывает начальник отдела архитектуры и градостроительства НГИК Виктор Чердаклиев.
Сегодня на городском сайте почти 600 вопросов и ответов по самым волнующим людей проблемам жилищно-коммунального хозяйства, строительства, здравоохранения, образования, культуры, спорта и других сфер жизни.  Конечно, поиск ответов и обновление рубрики требует много времени и сил сотрудников горисполкома, зато облегчает жизнь горожанам. Ведь в любое удобное время можно зайти на сайт горисполкома, сформулировать вопрос, одним движением кнопки отправить его и получить компетентный ответ без бумажной волокиты. Такую форму работы с обращениями граждан поддержала председатель Новополоцкого горисполкома Наталья Кочанова. Она анализирует поступившие вопросы, ведь это своеобразный срез общественного мнения о деятельности служб города. Организация этой работы поручена главному специалисту отдела идеологической работы Новополоцкого горисполкома Екатерине Попок.
— В последнее время люди особенно активизировались, — рассказывает она. К примеру, в январе—феврале прошлого года пришло десять сообщений, а с начала этого года поступило уже более 70 вопросов. Нередко представители старшего поколения, бабушки и дедушки, просят молодых членов семьи отправить их вопрос по электронной почте. В целом за прошлый год на сайт поступило 592 вопроса, а официальным путем в горисполком — по почте или устно — 1581 обращение. На обращения по Интернету мы стараемся ответить в кратчайшие сроки. Сайт помогает снять напряженность, связанную с  обращениями граждан в исполком.
Родная страничка
Как найти адрес официального сайта своего района или города? Наиболее полный список есть на сайте Президента Республики Беларусь president.gov.by/press23538.html Просмотрев по ссылкам  порядка двадцати сайтов, подобную новополоцкой рубрику “вопрос—ответ” я нашла только на странице Волковысского райисполкома.
— Это действительно проблема, которую мы неоднократно обсуждали на семинарах для представителей местной власти, — отметил в беседе с корреспондентом “НГ” начальник отдела поддержки и развития интернет-сайтов Белорусского телеграфного агентства Андрей Малаховский. — Форма обратной связи действует на всех наших сайтах, вопросов поступает много, но созданием тематических подборок вопросов—ответов занимаются в райисполкомах редкие энтузиасты. А ведь это облегчило бы жизнь людей и уменьшило поток обращений с однотипными вопросами в местные органы власти. Нужно схематично разъяснить человеку, как решить его проблему. Хорошо уже то, что многие сотрудники райисполкомов смогли структурировать информацию для формирования контента на сайте. Сегодня в первую очередь нужно использовать сайт для информирования населения, а не держать его для галочки.
Специалист отметил, что много интересной и полезной справочной информации можно найти на сайтах Несвижского и Слуцкого райисполкомов, развиваются ресурсы Осиповичей и Бобруйска. Новости региона, телефоны аварийных служб, разъяснения по земельным и жилищно-коммунальным вопросам — все это интересует людей. На многих сайтах, к примеру, ресурсе Дзержинского райисполкома, размещают материалы местной газеты. В Лельчицах разработали собственный календарь памятных дат района, на Чечерском сайте идет работа по созданию клуба земляков.
Очевидно, что районы в Беларуси очень разные. Возможно, нельзя сравнивать стотысячный Новополоцк, где много молодежи, с Шарковщинским районом той же Витебщины, где проживает около 19,7 тысячи человек. Как рассказал начальник отдела идеологии Шарковщинского райисполкома Николай Макаренко, форма обратной связи на сайте государственного органа действует. Однако за все время работы сайта в райисполком пришло всего два электронных письма. Одно из Свердловской области с просьбой установить, есть ли у человека наследство в районе, второе — по поводу участия в партизанском движении. В обоих случаях людям помогли. “Жители нашего района активнее звонят по телефону, к примеру, на прямую линию с председателем райисполкома позвонило 13 человек, задали 18 вопросов”, — говорит Николай Макаренко.
И все же нельзя отказываться от возможностей, предоставленных XXI веком. Посещаемость сайтов районных и городских исполнительных комитетов, как показывает мониторинг, растет, причем порядка 60 процентов гостей — жители других стран. А может, это белорусы, которые хотели бы вернуться на родину? Или будущие покупатели продукции местного предприятия, информация о котором есть на районном сайте? Или потенциальные инвесторы из-за рубежа? Очевидно одно: развитие собственных сайтов выгодно прежде всего самим местным органам власти.

“НГ” спросила Нужны ли сайты райисполкомам и какие функции они должны выполнять?

Олег КУРИЛИК, главный специалист отдела идеологической работы Волковысского райисполкома: “Главное достоинство сайта — возможность организовать прямую связь с людьми. Простой пример: часто знакомые задают мне вопросы про льготы, строительство, ЖКХ... Я предлагаю им написать письмо в райисполком, но обычная реакция: “Зачем мне эта писанина?” Тогда советую прислать вопрос по электронной почте. Хоть проблема и кажется мелкой и обывательской, компетентный человек поможет ее решить.
Валентина ЗУЕВСКАЯ, начальник отдела идеологии Мядельского райисполкома: “Сайт нужен прежде всего для информирования населения о нормативных правовых актах, о графике приема граждан, работе “одного окна”. Людям нужно облегчить поиск информации, предоставить в электронной форме образцы заявлений. На нашем сайте проводятся опросы, есть и рубрика “вопрос—ответ”. К примеру, по электронной почте поступил вопрос от жителей Российской Федерации: какие документы необходимы для создания агротуристической усадьбы? Мы заинтересованы в том, чтобы  люди активнее пользовались формой обратной связи на сайте”.
Марина САВЕЙКО, Буда-Кошелевский район: “Очень удобно то, что на сайте нашего райисполкома размещен график работы телефона “горячей линии” специалистов райисполкома, их должности и имена. Я смогу не выходя из дома задать интересующие меня вопросы”.

Виктор КУЗНЕЦОВ, Лунинецкий район: “Недавно я заглянул на сайт нашего райисполкома и наткнулся там на “Перечень особо важных абонентов по Лунинецкому району”. В таблице были указаны телефоны всех председателей горсельисполкомов. Думаю, польза от сайтов в том, что они делают местную власть более доступной для людей”.
Анна СВИРСКАЯ, г. Светлогорск: “На городском сайте я обычно читаю свежие новости,  а вот одна моя подруга, живущая в Могилевской области, частенько ищет на сайте своего города адреса и телефоны нужных организаций”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter