Испанская грусть

Чуть ли не скандалом закончилось совещание министров иностранных дел ОБСЕ в Мадриде...
Чуть ли не скандалом закончилось совещание министров иностранных дел ОБСЕ в Мадриде. На нем российская и американская дипломатия пошла в лобовую атаку друг против друга. Роль катализатора в накопившемся раздражении между Москвой и странами Запада сыграл отказ БДИПЧ направлять в Россию миссию по наблюдению за парламентскими выборами.

А еще ранее Москва и вовсе прямым текстом заявляла, что в нынешнем формате БДИПЧ не вписывается ни в какие ворота — этот институт нуждается в срочном реформировании. На слова о «неформате» БДИПЧ резко отреагировал заместитель государственного секретаря США по политическим вопросам Николас Бернс. Он однозначно указал: «США защитят БДИПЧ».

Вот на таком фоне и началось 15–е заседание совета министров иностранных дел государств — участников ОБСЕ в Мадриде. Белорусскую делегацию возглавлял министр иностранных дел Сергей Мартынов.

На протяжении последних лет стержневой темой встреч ОБСЕ на различном уровне остается тема реформы этой организации. Так было и в этот раз, при этом, как и ожидалось, «градус» дискуссии оказался весьма высоким.

Неэффективность организации, наступление «кризиса индивидуальности» ОБСЕ, отсутствие общей политической платформы — все это действительно стало очень похожим на симптомы структурного и, как многие считают, неизбежного распада ОБСЕ.

Особое разочарование вызывает Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) — главная структура наблюдения за выборами. В последние лет десять в большинстве республик бывшего СССР оценки наблюдателей СНГ и БДИПЧ можно было легко спрогнозировать. Как правило, они диаметрально расходились: одни считали выборы прозрачными и демократическими, другие констатировали многочисленные нарушения. И неудивительно, что Россия от имени группы стран предложила создать рабочую комиссию ОБСЕ по фактически коренному переформатированию именно БДИПЧ.

Выступая перед коллегами, российский министр не без сарказма заметил, что «никто в ОБСЕ не заинтересован в ослаблении мандата БДИПЧ, включая Россию», поскольку бюро «и так слабое».

За несколько дней до конференции в СМИ появился документ «Базовые принципы организации наблюдения за национальными выборами Бюро по демократическим институтам и правам человека». Документ был согласован делегациями России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. В нем указывается, что наблюдение за выборами должно проводиться во всех государствах — членах ОБСЕ без разделения их на категории. Учитывая ограниченные бюджетные ресурсы, количество наблюдателей не должно превышать 50 человек, говорится в проекте.

Также отмечено, что наблюдатели должны воздерживаться от каких–либо публичных оценок хода избирательной кампании до официального объявления итогов выборов.

Увы, предложения стран СНГ не были поддержаны всеми государствами на мадридской конференции. Однако, что называется, вопрос поставлен, платформа для дискуссии обозначена. Да и ситуация с наблюдателями от БДИПЧ на российских выборах создала прецедент.

Белорусскую позицию на конференции можно назвать последовательной. В своем выступлении министр Сергей Мартынов остановился на нескольких ключевых моментах. Первый тезис — Беларусь заинтересована в сохранении и укреплении ОБСЕ, превращении ее в полноценную международную организацию с собственным базовым документом (уставом), определяющим миссию организации в новых условиях, транспарентную процедуру и условия ее деятельности.

Второй важнейший момент, по мнению белорусской стороны, состоит в том, что всем странам–участницам необходимо выработать единые принципы наблюдательной деятельности ОБСЕ.

Министерская встреча в Мадриде завершила свою работу принятием ряда итоговых документов, обращенных к вопросам борьбы с терроризмом, торговлей людьми, дискриминацией и нетерпимостью. Среди них — подготовленное по инициативе Беларуси решение о защите энергетической инфраструктуры от террористической угрозы.

И еще один из итогов министерской встречи в Мадриде. Принято решение о том, что Казахстан будет председательствовать в ОБСЕ в 2010 году. Таким образом, впервые председателем самой крупной общеевропейской организации станет государство СНГ. Это неплохой успех казахской дипломатии в частности и консолидированной позиции Содружества вообще. Как полагают некоторые наблюдатели, возможно, именно в период председательства этой страны стоит ожидать реальных и давно назревших перемен в ОБСЕ.

Владимир Улахович, директор Центра международных исследований БГУ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Стратег
Про Казахстан - это вы точно заметили. По сути дела, утверждения кандидатуры этой бывшей советской республики в качестве председателя ОБСЕ в 2010 вызвала поддержку не только у соседей по СНГ, но и у многих европейских политиков. И Германия,  и Италия, и Голландия выступили «за» казахов. Против были лишь непримиримые США и Великобритания, вечно ищущие "подвох" во всем,  что происходит на постсоветском пространстве. В итоге, удалось «уламать» и этих неуступчивых коллег. Впрочем, не стоит забывать, что Россия заявила о своем недовольстве работой ОБСЕ и планах ее реформирования как раз накануне парламентских выборов. Момент, как говорится, лучше не придумаешь. Не ожидая, пока Европа начнет "нас" критиковать, мы сами раскритикуем ее. В итоге, уже за несколько дней до 2 декабря Москва выложила все свои козыри в игре с Западом и обозначила акценты в своей политике, а Западу,  в свою очередь, ничего не оставалась как принять ситуацию как должное. Но дальше, еще интереснее. ЦИК не успел подвести окончательные итоги, а российский президент  уже заявил о том, что Дума, как можно быстрее, должна собраться на первое заседание и тем показал, что критика со стороны всякого рода западных наблюдателей и политиков его мало интересует. В общем, вы нас не слышите, и мы вас не услышим. Вот такая нынче политика пошла.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?