«Билеты на кураторские экскурсии разбирают за десять минут»: сходили на нашумевшую выставку в НХМ

Искусство женского рода

Главная культурная сокровищница страны продолжает проявлять изобретательность. До 1 октября здесь можно увидеть проект «Жаночы род» — выставку необыкновенной тонкости и обстоятельности, раскрывающую и воспевающую природу женского мира. За тему, давно переставшую быть нишевой, что интересно, взялся мужчина. Опытный и известный в медийный кругах куратор Дмитрий Солодкий, которому задача оказалась по плечу и как минимум по амбициям: билеты на его кураторские экскурсии разбирают буквально за десять минут.

У работы Михаила Савицкого «Куст роз».

С отсылкой к истории

Выставку «Жаночы род», с ходу предупреждает Дмитрий, можно читать по-разному. Именно читать, потому что это очень внятный и детальный рассказ. Точнее, несколько рассказов. Незатейливое заглавие «Жаночы род» отсылает сразу к двум темам: миру женщин (в первом зале) и женскому началу. Все это, естественно, через призму художественного взгляда.

Из большого и чудом спасенного наследия НХМ Солодкий отобрал несколько десятков произведений народного и профессионального искусства, которые раскрывают традиционные архетипические представления о сути женской природы. Но важно понимать: это не выставка женского портрета, а скорее попытка собрать поэтизированный образ белоруски XX века, обращает внимание куратор:

— Мне хотелось посмотреть на музейную коллекцию произведений XX века с точки зрения гендера. Сопоставить, как разработаны образность, идея. И если сравнивать женские и мужские образы в нашем собрании, то тема женщин однозначно раскрыта более интересно, глубинно и разнообразно. В архетипических представлениях женщина — это и мать-земля, и символ плодородия, и хранительница домашнего очага… Поэтому выставка — про традиционное ощущение женской природы.

«Полешанка», Дмитрий Попов.

Тема — богатейшая, и Солодкий нашел в ней свою оригинальную концепцию. Он сфокусировался не на исключительности работ, а на их трактовке.
Картина «Свидетели» Гавриила Ващенко — центральная часть знаменитого триптиха и поразительное видение художником прошлого и настоящего. Со «Свидетелей» выставка начинается — и сразу расставляет акценты.
Ни один другой белорусский мастер не работал с темой корней так глубоко и разно­образно, — уверен Дмитрий. — Кто в представлении Ващенко является свидетелями нашей культуры, прошлого, вообще жизни на Земле? Женщины. Профиль центральной фигуры, кстати, напоминает профиль Стефании Станюты.

Керамику нашей современницы Тамары Васюк куратор запараллелил с рисунками реконструкций традиционных белорусских «строяў». Их авторы — этнограф Михаил Романюк и художник Леонид Борозна.

«Формы неманской культуры», Тамара Васюк.

— Костюм, как и язык, — это признак нации. В XIV веке практически во всех регионах нашей страны появляются намитки — замысловатый головной убор рушникового типа. Они уходят корнями в Средние века, когда европейские аристократки подражали главной женщине — Богородице, которая всегда изображалась с покрытой головой, — объясняет куратор.

Еще одна отсылка к корням и истории (и очередной пункт остановки) — инсталляция, где жбаны в технике традиционной дымленой керамики соседствуют с бронзовыми скульптурными портретами. Здесь же домотканая «посцілка» из Гродненского региона и идеально сочетающийся с ней по цвету типичный образ женщины советской эпохи, выписанный на холсте.

Часть триптиха «Бабы» Ольги Мельник-Малаховой.

Картина «Разважанне» Александра Кищенко как будто сговорилась с этой «посцілкай», — шутит Дмитрий Солодкий. — Посмотрите, как мастерица, ее выткавшая, не побоялась использовать много черного, дополнив им цвет фуксии. Это и есть народное чутье. Именно традиционная культура учит нас эстетике, сочетанию формы и цвета.

Центральное место в зале опять-таки у Александра Кищенко. Его «Беларуска з сухім галлём» — о женщинах нашей страны не столько по формальным признакам, сколько по сути.

— Всмотритесь в эту работу. Через время и пространство белорусская женщина спокойно и уверенно держит на своих хрупких плечах сухие ветви. А фактически весь мир с его трудностями, горестями и заботами. Куда она несет эти ветви? Зачем?.. Мы не знаем. Она знает. Времена, миры будут меняться. Но белоруска все так же уверенно продолжит идти вперед, — размышляет куратор.

Еще одно почетное место на выставке у веретена как символа порядка, а шире — женского рода. Образ находится в параллели с глиняными скульптурами Михаила Филипповича, чей пик творчества пришелся на 1920‑е — период активной белорусизации, интереса ко всему национальному.

Материнский инстинкт

Тени, профили, силуэты, цвета и самые разные техники — здесь все работает на пропаганду женской темы в искусстве. Второй зал — это уже новые смыслы, глубинно-мифологические представления человека о продолжении рода. Женщина-мать — образ, достаточно ­популярный в искусстве. Но и здесь Дмитрий Солодкий открестился от слишком буквальной трактовки. Начало — от иконы Богородицы, которая с принятием христианства стала для белорусок главным духовным ориентиром. Продолжение — через образ белорусской Мадонны с младенцем уже XX века.

«Нина с Максимкой», Александр Кищенко.
Этот образ Александр Кищенко списал с жены Нины и сына Максима. Родные художника, к слову, стали одними из первых посетителей выставки.
От матери, дающей жизнь, — к образу земли-кормилицы. Скульптор Михаил Потапов изображает белоруску с караваем в руках. У художников Василия Шаранговича и Бориса Казакова своя трактовка. Зафиксировали мастера XX века и особую тему переживаний матерей, потерявших детей на войне.

«Хлеб», Михаил Потапов.

— Нет ничего сильнее материнского горя… После Великой Отечественной в искусстве много работали с этой темой, и в контексте темы продолжения рода ее никак нельзя обойти, — считает куратор. — Так, Александр Финский посвятил свою работу матерям, чьи сыновья пропали без вести. Что интересно, визуально эта скульптура перекликается с самой первой картиной выставки — «Свидетелями» Гавриила Ващенко.

«Без вести пропавшим посвящается», Александр Финский.

Общую интонацию подхватывает «Куст роз» Михаила Савицкого. Картина продолжает тему его знаменитых Мадонн и ставит в экспозиции финальную точку, отмечает Дмитрий Солодкий:

— В переносном смысле розы — это благоухающий рай. А кто обеспечивает этот рай? Мама, которая держит на руках ребенка.

«Материнство», Нелли Яковенко.
Материнские руки — то самое убежище, в которое каждый хочет вернуться. Это наша самая надежная защита.
leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter