Надо ли доводить дело до суда, если любимый человек тянет с регистрацией брака

Искусство жениться

Забавная на первый взгляд новость прилетела из Южной Африки. В Замбии 26-летняя дамочка подала в суд заявление на своего воздыхателя, который на два года старше: мол, ухаживает уже восемь лет, а жениться не торопится. Причем истица уже имеет ребенка от ответчика и живет с родителями, а тот — отдельно. «Я подала на него в суд, потому что заслуживаю знать наше будущее», — объяснила свои решительные действия дамочка. Ее оппонент, в свою очередь, посетовал, что не может устроить свадьбу из-за проблем с финансами, и пожаловался на то, что неудачливая невеста сама уделяет ему мало внимания. Служители Фемиды пока предложили паре разобраться в отношениях самостоятельно. А журналисты-спорщики в далекой Беларуси призадумались. Один считает, что случай в Замбии — еще один тревожный сигнал: мужчины все чаще проявляют себя нерешительными и неуверенными в себе личностями, что грозит эскалацией дисгармонии в отношениях между сильным и слабым полом. Второй убежден, что обобщать не следует: это не содействует налаживанию отношений в парах, а частные инициативы, подобные нынешней, — это либо следствие ползучей феминизации, либо желание попиариться на ситуации. А что думает по этому поводу наш беспристрастный рефери?

ФОТО WWW.UNIVERSALCHURCHUSA.ORG

Третий сорт не брак

Никогда не думал, Роман, что буду защищать, как мне кажется, типично женскую точку зрения. Потому что не хочу становиться на сторону замбийского жениха-отказника. И речь, на мой взгляд, не только в его эгоизме — нужно смотреть шире.

«Жениться совсем нетрудно, трудно быть женатым» (Мигель де Унамуно, испанский философ, писатель, общественный деятель).

Думаю, Замбия во многих вопросах следует европейским тенденциям: в Старом Свете с каждым годом пары откладывают регистрацию отношений на более поздний срок. Вот и в Беларуси средний возраст вступления в брак за девять лет среди мужчин вырос с 26,5 до 28,3 года, среди женщин — с 24,4 до 26,1 года. Так что товарищ из знойной Африки, по нашим меркам, не засиделся в холостяках. И это, кстати, хорошее оправдание мужской инфантильности — еще одной общемировой проблемы. Вот и в Беларуси, к слову, прошлогоднее многоиндикаторное кластерное обследование домохозяйств для оценки положения детей и женщин (это глобальная инициатива ЮНИСЕФ) показало, что сильный пол более склонен к паническому настроению, чем представительницы прекрасной половины человечества. Средний балл удовлетворенности жизнью у женщин (возраст 15—49 лет) — 7,5, у мужчин — 7,1. Ощущают себя счастливыми 95 процентов опрошенных женщин и 92 — мужчин. Считают, что через год жизнь станет лучше 73 процента женщин и всего 65 — мужчин. Получается, сильный пол нынче не поддержка и опора, а сплошь слюнтяи и паникеры?..

Кстати, знаешь ли ты, Роман, что по мнению некоторых психологов, нежелание вступать в брак и откладывание на потом создание семьи наиболее характерны для мужчин, которые, во-первых, живут в больших городах, а во-вторых, боятся ответственности, в том числе за детей? Социум играет огромную роль в потенции и осуществлении мужских функций, утверждает, например, российская уролог-андролог, директор центра здоровья мужчины «Ираклис» Любовь Мумладзе. По ее информации, когда в стране проблемы с работой или у мужчины нет возможности для самореализации, подавленное состояние приводит к тому, что начинает угнетаться выработка многих гормонов. Включается в первую очередь инстинкт самосохранения, а инстинкт размножения уходит на второй план. В результате мы имеем то, что имеем. Как тебе такой диагноз? Грустно, конечно, но это не повод игнорировать мнение женщины, с которой отношения длятся не первый год, и уже есть совместный ребенок. Сказав «а», говори и «б» либо не дури мозги обещаниями и не ссылайся на сборник болезней современного мира.

Можно, безусловно, заявить в оправдание ответчика из Замбии, что инициативная девушка стала жертвой еще одного современного веяния — все большего распространения так называемого института гражданского брака. Но если для одних пар такой вариант отношений — это плод личных убеждений или негативного опыта, то для других — лишь прикрытие: многие живут гражданским браком, не собираясь дальше узаконивать отношения. Например, молодой человек из неполной семьи воспитан мамой, не видел вокруг примеров успешного брака — он и не стремится создать то, во что не верит. А может, причина проблемы еще и в том, что общество потребления навязывает людям ложные ценности? Дети, брак для некоторых мужчин ассоциируются с ограничением возможности потреблять: женщин, услуги, путешествия. Отсюда и затягивание с женитьбой. Но не нужно обольщаться. «Большим детям» суждено либо ускоренно повзрослеть, либо остаться за бортом семейного счастья.

А еще, Роман, мне кажется, случай с парой из Замбии — иллюстрация одной из главных причин того, почему сегодня лидером в семье все чаще становится женщина. Во многих случаях она вынуждена занимать эту позицию, потому что природа не терпит пустоты, а тот человек, с которым она живет, не тянет на звание сильной половины. Вот и в суд тоже она обращается — пусть хотя бы Фемиде любимый обозначит свои намерения. Только вот имеет ли для нее смысл дальше бороться за гипотетическую семью? Шутка ли — восемь лет отношений и обещаний! Обидно и неловко за таких представителей мужского цеха. «Мужик сказал — мужик сделал» — это явно не про замбийского парня. Так что девушке и до суда не надо было тянуть — от таких экземпляров нужно держаться подальше.

nesterov@sb.by

Предчувствие танковых дивизий

То, что человечество окончательно сошло с ума, уже очевидно. Это случилось задолго до коронавирусных ограничений и пандемической паники. Мир сломался одновременно в разных плоскостях, и наружу полезли признаки этого — от немотивированной агрессии и необъяснимых преступлений до бесполезных научных разработок, от сомнительных изобретений до странной моды, от режущих глаза и уши художественных и музыкальных произведений до кулинарных извращений. По всем фронтам то, что когда-то казалось вечным, мудрым и добрым, терпит поражение. Особенно пострадала сфера семейных и вообще межполовых отношений. Традиционные ценности объявлены замшелым анахронизмом, отчего старинные роли мужчины и женщины перевернулись с ног на голову. Отныне мужику не зазорно слыть беспомощным и слабым, а дама не прочь считаться маскулинным существом, до крови бьющимся за карьерные успехи и материальный достаток. Сказанная в адрес мальчика фраза о том, что он ведет себя как девчонка, перестает считаться упреком. Авторы гендерных исследований (в основном почему-то женщины) вдохновенно рассказывают, что вести себя по-женски — значит быть более эмоциональным, чувственным и ранимым. Перечисляя эти чудесные качества, ученые в юбках внушают нам, что слезливый характер — то, что нужно современным парням. А там недалеко и до уверений в том, что платья и кружева — лучшая одежда для сильной половины человечества. Впрочем, ее сила остается в прошлом: скоро только аксакалы будут помнить, что когда-то мужчинам были свойственны независимость и самоуважение. Теперь на первое место ставятся новые свойства мужской породы: рабская покорность, тотальное соглашательство со слабым полом и забвение собственных прав. Единственное, чего никто не отнимал у мужчин, — это необходимость слепого следования древним обязанностям. Попробуй кто отказаться от, например, содержания семьи или воспитания ребенка, его тут же подвергнут общественному презрению со словами: «Ну что же ты за мужчина?» На первый раз. На второй — потащат в суд, как это уже произошло в Замбии.

«Любовь женщины дает мужчине минутные наслаждения и кладет на него вечные обязательства, по крайней мере, пожизненные неприятности» (Василий Ключевский, историк).

Ползучая феминизация постепенно достигла своей цели. Пока в западном мире. Дамы поставили себе на службу целую половину человечества, заодно придумав для нее длинный список прегрешений и наказаний. Мужчина не так посмотрел — изволь отвечать. Неудачно пошутил или нечаянно коснулся — готовься оправдываться. Вступил в связь по обоюдному согласию — вполне возможно, что через десяток лет тебя объявят насильником. Уволят, оштрафуют, посадят… Стоит ли удивляться, что представители мужского пола начинают избегать любых отношений со своими землячками по планете? И уж тем более не спешат узаконивать эти отношения. Зачем связывать жизнь с женщиной, объявившей себя сильной и самостоятельной? А еще с независимой, якобы не нуждающейся в опеке. Но это декларируется лишь на словах. На деле лукавые леди по-прежнему желают, чтобы их содержали, обеспечивали им процветание и безопасность. И для этого взошли на следующую ступень воздействия на непослушных партнеров: привлекают на свою сторону судебный ресурс. Опять прогибают правовую систему под свои хотелки. 

Не сочти меня женоненавистником, Александр, но в свете случившегося в африканской стране я очень переживаю, что наше будущее станет безрадостным. По крайней мере, для мужской части населения Земли. Не веришь? СПИД и COVID-19 тоже зародились где-то в глухих уголках, но поразили всю планету. Поэтому случай в Африке расцениваю как первый звоночек грядущей беды. Сначала в кодексах появятся легонькие административные статьи. «Отсутствие реакции на женские намеки». Штраф — пять базовых. «Злостное уклонение от ухаживаний». Десять суток. Затем дело дойдет и до уголовных преступлений, самым ужасным из которых станет как раз замбийский вариант. Статья «Отказ жениться». Лишение свободы на тот же срок, что пара прожила в гражданском браке, без росписи. И вот тогда уж мужчины точно усядутся играть в танчики целыми дивизиями, а будущее человеческой цивилизации окажется под угрозой. Как говорил один политический деятель: «Остановитесь!»

rud@sb.by

Брейк!

Многие мужчины сегодня боятся создавать семью. Да, наши родители скажут, что такого раньше не было, и они будут правы. В принципе, мужчины и раньше позволяли себе обзаводиться семьей попозже (но не до такой степени, как сейчас!), а почему то же самое делают уже и женщины? Одна из версий — хочется насладиться жизнью. Откуда это пришло? Может быть, дело в том, что все смотрят вокруг и думают: гуляй, веселись, зачем торопиться? А может, в другом: человек боится ответственности, причем как мужчина, так и женщина. И это, как мне кажется, ближе к правде. Есть еще одна веская причина: свобода, которая, как думают многие молодые люди, теряется после создания семьи. 

В погоне за абсолютной независимостью многие порой избавляются от всего, что стоит на пути к этой навязчивой цели. Из-за страха попасть под каблук или в сеть манипуляций расстаются с друзьями и теряют перспективные отношения. И однажды многим начинает казаться, что вот оно — счастье, к которому стоит стремиться: ни к чему не привязан, финансовый успех, полная свобода путешествий и никаких ограничений. Только после пресыщения этими благами рано или поздно придет осознание того, что с одиночеством бороться очень трудно, а обратной дороги уже нет: мосты-то все уничтожены, да и возраст…

И Роман, и Александр, используя несколько разные по глубине и сути ракурсы, дополняют друг друга в едином мнении: проблема существует и продолжает обостряться. Стороны сначала несколько увлеклись следствием, но в итоге уверенно вышли на главную причину обеспокоенности многих стран. Факты и аргументы сильны и убедительны у обеих сторон — ничья.

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter