Искусство возможного

Повышение цены на природный газ шоком для населения не станет
Беларусь и Россия в газовом споре сумели найти точки соприкосновения. И это говорит о способности в первую очередь белорусской стороны решать самые сложные вопросы с позиций здравого смысла.
Аргументация белорусской стороны была предельно ясна и логична: если мы создаем Союзное государство, то наши предприятия должны работать в равных условиях. Это соответствовало интересам как Беларуси, так и России. Но “Газпром” требовал иного. Сначала речь шла о 200 долларах за тысячу кубометров “голубого” топлива, затем о 170, наконец — о 110—105.
Спор грозил проблемами не только в двусторонних отношениях, но и осложнениями для “Газпрома” на европейской арене. В преддверии Нового года на действия российского газового монополиста весьма нервозно начал реагировать Запад. Польшу и Германию отнюдь не грела перспектива холодных квартир из-за стремления Москвы получить дополнительные доходы в Беларуси. Контракт на поставку газа заключается в одном пакете с договором на транзит. Но Минск подчеркивал, что он выполнит все свои международные обязательства.
Позиция официального Минска опиралась не только на соглашения о строительстве Союзного государства, но и на выверенные экономические выкладки.
Президент Александр
Лукашенко во время открытия физкультурно-оздоровительного центра “Металлург” в Жлобине заявил журналистам: “Дешевого газа в Беларуси нет. То, что действительно газ у нас дешевле, чем где-то, это не значит, что нам подарили этот газ. Это значит, что в Беларуси россияне имеют не на меньшую сумму услуг, и мы не на малую сумму обеспечиваем их интересы в Беларуси. Это и транзит, и военные объекты, и собственность. Вы знаете, как мы относимся к проблемам Российской Федерации в Беларуси. А это стоит денег, естественно”.
Беларусь готова была идти навстречу “Газпрому”, но требовала ответных шагов и от России.
Конечно, сегодня ни у кого не вызывает сомнений то, что рано или поздно и витебским, и гродненским производителям, равно как и обладателям квартир в Минске или Бресте придется рассчитываться за топливо и электроэнергию по мировым ценам. Однако это отнюдь не значит, что это можно сделать одномоментно. В конце концов — если стоимостной скачок выйдет за пределы разумного, то и самим поставщикам вряд ли это принесет даже малейшую прибыль. И Минск эту простую истину подтвердил 30 декабря, отказавшись от российской нефти. (Введение экспортных пошлин на “черное” золото, доставляемое для переработки на Мозырский и Новополоцкий заводы, сделало этот сегмент сотрудничества невыгодным. Правительство Беларуси заявило: будем искать других поставщиков.)
Что касается газа, то в итоге напряженных дискуссий Москва тоже не раз была вынуждена признавать правоту Минска. Так, например, было дано согласие на оценку “Белтрансгаза” в 5 миллиардов долларов. (Здесь, впрочем, Беларусь уступила 300 млн. долларов. “Белтрансгаз” был оценен голландским банком в 5,3 млрд. долларов.) Затем удалось достичь понимания и по внесению долей при создании СП: не зачетом за газ, а именно “живыми деньгами”. Пошла Москва на уступки и в стоимости транзита...
Переговоры были сложными. Поэтому при их освещении в СМИ использовалась лексика достаточно экспрессивная: “торговые войны”, “шантаж”, “последний бой”. Правда, комментарии официальных лиц были сдержаннее (хотя тоже порой выходили за грань дипломатической корректности).
Цена в 75 долларов, предложенная Беларусью, была обоснованной. Да, Германия платит 200 долларов, но до нее газ еще надо доставить. Поэтому, как заявил Александр Лукашенко, “у “Газпрома” рентабельность поставок природного газа в Беларусь почти 130%, а в Германию — 110%. Так какой же здесь подарок?”
Но в Минске кроме экономического подсчета брали во внимание еще и другие аспекты, которые нельзя выразить цифрами.
Искусство переговоров — это искусство возможного.
После подписания всех газовых договоров глава белорусского правительства Сергей Сидорский отметил: “Нам поставили условие — в 2 раза поднять цену на газ. Мы согласились. Согласились только потому, что мы еще раз демонстрируем наше партнерство с Российской Федерацией и то, что мы надежные партнеры. Я беседовал с премьерами соседних государств, стран Европейского Союза, и мы обещали, что примем сдержанные решения, которые дадут нашим партнерам в Европе уверенность в том, что наша страна держит свои обещания. Совет Безопасности нашего государства, правительство приняли решение коллегиально. Мы идем на эти $100, очень сложные, и будем решать эти проблемы в стране самостоятельно. Беларусь всегда выстаивала в самых сложных условиях. Мы сделаем все, чтобы наши люди, наш народ не чувствовал этого повышения”.
Сегодня, как заявляют в “Газпроме”, Беларусь имеет самую выгодную в СНГ цену на газ. Однако дело не только в цене.
Стоимость газа для белорусских предприятий увеличится с $75,4 в 2006 году до $150—153 за тысячу “кубиков”. Первый вице-премьер Владимир Семашко говорит, что это тяжелое испытание для реального сектора экономики, но “это все подъемно. Темпы объемов производства, которые заданы на 2007 год, будут выполняться”. Для энергоемких заводов правительство намерено установить “щадящие” цены на энергоносители. По мнению Владимира Семашко, ни одна из экономических и социальных программ, которые намечены на нынешний год, не будут остановлены.
Что же касается жилищно-коммунальных услуг, то, как подчеркнул первый вице-премьер, “для населения шока от роста цен не будет при всей сложности ситуации в экономике. Мы понимаем, что средняя зарплата по стране 300 долларов. Поэтому годовой рост цен для двухкомнатной квартиры не превысит пяти-шести долларов”.
Между руководителями правительств Беларуси и России достигнута также договоренность о порядке урегулирования проблемы поставок нефти в Беларусь. Владимир Семашко сообщил, что в январе возобновляется работа белорусско-российской группы по решению этой проблемы, а также разделу экспортных пошлин на белорусские нефтепродукты.
...И еще одно любопытное наблюдение последних дней.
Сегодня любого жителя Беларуси спроси, сколько стоит транзит российского газа через нашу территорию, и ответ будет дан с математической точностью: цена за транзит увеличилась с $0,75 до $1,45 за прокачку 1 тыс. куб.м на 100 км. А кто раньше, кроме правительства, об этом особо задумывался? И кто прежде особо задумывался о том, что нужно экономить каждый литр горячей воды и каждую калорию тепла в своем доме? Рынок учит не только считать, но и беречь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter