Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как менялись учебные программы и что ждет школьников в новом учебном году

Искусство вместо физики

С 2015–2016 учебного года в школах начали постепенно обновлять учебные программы. Открыли этот непростой марафон ученики 1-х и 5-х классов, но затронули изменения и 10-классников, для которых вернули возможность выбирать профиль. И все же именно ученики на тот момент 5-х классов стали настоящими первопроходцами проекта по поэтапному обновлению программ, ведь каждый последующий год они первыми примеряли на себя очередные изменения. А с 1 сентября 2020–2021 учебного года эти ребята будут учиться по новой программе уже в статусе 10-классников, где в расписании появится черчение.

Рисунок Анатолия Щеголева

Впрочем, черчение, которое в прошлом году исчезло из расписания 9-х классов, – не единственная новинка предстоящего учебного года для 10-классников. Опять-таки в прошлом году изучение географии Беларуси перенесли в 9-й класс, поэтому в 10-м на этот предмет выделили лишь один учебный час в неделю. Особое внимание и информатике, на которую в старшей школе предусмотрено по часу в неделю на базовом уровне и по три часа – на повышенном.

Расписание учеников 1–9-х классов останется без изменений: в 2019–2020 учебном году здесь наконец-то завершили поэтапный переход на обновленные программы. И как не раз подчеркивали представители Минобразования, во время этого перехода старались максимально учесть межпредметные связи. Директор Национального института образования Валентина Гинчук перечисляла основные изменения: перераспределен учебный материал между классами, нет его дублирования по разным предметам, а некоторые вопросы вообще исключены из программ, что позволило уменьшить объем теории. Кроме того, четко определено, что должен знать и уметь ученик после изучения конкретной темы. Это исключает возможность произвольно трактовать учебную программу, а значит, и завышать требования к знаниям и умениям. Впрочем, для этого пришлось не только подкорректировать содержание школьной программы, но и немного перетасовать привычный список предметов.

В первый же год обновлений вместо «Музыки» на партах пятиклашек появились учебники по «Искусству», изучение которого ребята продолжили и перейдя в 6-й класс, а чуть позже предмет решили оставить в расписании и вовсе до 9-го класса. А в 2016–2017 учебном году изменения затронули уже 2-й и 6-й классы и были почти сенсационными: вернулись уроки ОБЖ, искусство появилось в расписании шестиклашек вместо… физики, в придачу у них стало на час больше трудового обучения. И если к трудам вопросов было немного, все-таки работа руками принесет ребятам больше пользы, чем вреда, то исчезновение физики вызвало немало споров в педагогической среде. С одной стороны, знакомство с этим предметом в 6-м классе – верный путь его невзлюбить. Поэтому перенести старт физики на 7-й класс казалось не такой уж плохой идеей. Но с другой – физика для 6-х классов в свое время, а точнее в 2008 году, появилась не на пустом месте: тогда как раз «ужимали» программу с 12 лет до 11, и до этого школярам приходилось страдать над учебниками по другому спорному предмету – «Вселенная». Еще одно важное изменение того года – для 2-го класса уравняли часы по белорусскому и русскому языку и литературе. А вот программа по математике для шестиклашек перетерпела немало критики, в итоге чуть позже, в 2018 году, в нее внесут коррективы и переиздадут.

В этом учебном году часть наиболее сложного материала по физике перенесли в программу старших классов

В канун 2017–2018 учебного года обновление программ продолжилось, новостей ждали уже 7-клас­сники. Им добавили час в неделю математики, которой в итоге стало по пять уроков. Но зато урезали химию, оставив на нее лишь занятие в неделю. Как комментировали новацию в Минобразования, в советской школе химию изучали только четыре года, такой подход и у многих наших соседей. Поэтому основной акцент на предмет решено было сделать в 8–11-х классах.

Не обошлись без изменений и программы, которые заработали в 2018– 2019 учебном году. По-новому предстояло учиться 8-м классам, а все ученики 5–9-х классов получили возможность изучать учебные предметы на повышенном уровне: в 5–7-х классах это касается иностранного языка, а в 8–9-х классах – любого предмета. К слову, в этом же году в расписании 10-х классов появилось и «Трудовое обучение», правда, только в тех, где программу осваивают на базовом уровне.

В 2019–2020 учебном году по новым программам учились уже девятиклассники. Из расписания исчезло черчение, а большинство изменений по остальным предметам затронуло содер-жание: часть наиболее сложного материала перенесли в 10-й и 11-й классы.

Как, скажем, «Механические колебания и волны» по физике, раздел «Органические соединения» по химии, а по русской литературе – «Мертвые души» Гоголя. Исключили и сложный учебный материал, не имевший практической значимости для выпускников базовой школы. К примеру, из программы по обществоведению – «Формационный и цивилизационный подход к изучению истории», а по белорусской литературе – отдельные вопросы теории литературы. Кроме того, часть сложного материала решили изучать на уровне формирования представлений, то есть эти темы и вопросы не включают в контрольные работы и, соответственно, в централизованное тестирование.

pasiyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: САЗОНОВ Андрей