Exit, «Выход» — так называется проект скульптора Константина Селиханова и куратора Ольги Рыбчинской для белорусского павильона на 58-й Международной выставке современного искусства в Венеции. Проект прошел отбор и демонстрировался на этом престижном мировом форуме искусств с мая по ноябрь, а с 18 декабря его могут увидеть минчане и гости столицы: экспозиция разместилась в Национальном центре современных искусств.
Константин Селиханов.
— Есть такая китайская поговорка — ну или проклятие: «Чтоб ты жил в интересное время». Именно эта фраза стала темой Венецианской биеннале, — рассказал Константин Селиханов. — Она говорит о сложности нынешнего момента, необходимости исследования жизни в эпоху перемен. Проект Exit посвящен переходным состояниям, поискам выхода, решения. Каждый жест и движение продумывались по много раз, и, на мой взгляд, высказывание получилось очень цельным.
Пространство насыщено символами — некоторые из них легко считываются каждым посетителем, иные глубоко личные, но в целом «Выход» полностью соответствует той проблематике, которой была посвящена Венецианская биеннале: мир становится все более нестабильным и тревожным и человеку в нем все неуютнее. Вслед за обществом искусство погружается в невроз, диагностируя острые состояния и отмечая симптомы с точностью опытного психотерапевта. В ход идут форма, цвет, звук: шумовые эффекты создают образ непрерывно гудящего информационного поля, которое оказывается помехами, бессмыслицей.
У авторов проекта не было задачи развлекать зрителя — напротив, современное искусство призвано отражать болезни социума.
У каждой работы есть свое название: так, инсталляция, изображающая человека, лежащего с книгой перед грудой деревянных ящиков, называется «Посылка». Мысль художника в том, что все люди пребывают в состоянии посылки: один хочет уехать, другой — вернуться, многие всю жизнь проводят в условном ящике в ожидании пути из пункта А в пункт Б. Граненые стаканы с молоком на спине согнутой фигуры не только идея общего источника, из которого все мы продолжаем пить, но заодно и напоминание о детских травмах, школьной столовой или детсадовском противоборстве с воспитателями, пичкающими детишек молоком с пенкой.
— А я добивался именно этой ассоциации! — живо откликается Константин Селиханов. — Я вырос в интернате, и пластмассовые подносы, граненые стаканы, бочковой кофе, кровати с панцирной сеткой, свернутые матрасы — все это мне, можно сказать, близкое и родное. А, например, использованный в другой работе лозунг на немецком языке — это цитата из «Капитала» Карла Маркса. Причем намеренно выбранная случайным образом, и я до сих пор точно не знаю, как она переводится. В чем здесь дополнительный смысл: избавляясь от лозунгов, мы ни к чему не приходим, они продолжают нас преследовать.
Набор страшилок и травмирующих воспоминаний у каждого свой: сегодняшний землянин пребывает в перманентной тревоге, которую до конца не глушат ни житейские успехи, ни антидепрессанты. Но если скульптурам, по воле автора застывшим в статичных позах, выход из невротических состояний отыскать не дано, то у посетителя он все-таки есть. Как минимум на свежий воздух, где можно на пару минут задуматься — и хотя бы на какое-то время отключить свой айфон, став недоступным для информационной истерики. Здоровее будем, честное слово.
Венецианская биеннале проводится раз в два года уже более 100 лет (с 1895 года). На выставке-2019 Беларусь представлял проект скульптора Константина Селиханова и куратора Ольги Рыбчинской.ovsepyan@sb.by