Искусство управлять искусством

Должность директора художественного музея, безусловно, одна из самых возвышенных из всех возможных должностей государственного чиновника: рядом - драгоценные произведения искусства, и весь день только и разговоров, что о прекрасном.
Должность директора художественного музея, безусловно, одна из самых возвышенных из всех возможных должностей государственного чиновника: рядом - драгоценные произведения искусства, и весь день только и разговоров, что о прекрасном. Но это только на первый взгляд. В действительности Национальный художественный музей - непростое хозяйство, требующее ежедневной заботы о сохранности старинных раритетов, знания законов современного бизнеса.

Пять лет назад это хозяйство возглавил профессиональный живописец Владимир Прокопцов, имеющий за плечами солидный стаж работы в аппарате Совета Министров. За это время музейная жизнь стала заметно динамичнее не только в столице, но и в стране. В Беларуси впервые экспонировались подлинные работы Марка Шагала (в столице прошло уже три выставки его произведений), знаменитые иконы ХVI - XVII веков из Киево-Печерской лавры, живопись украинского кобзаря Тараса Шевченко. В эти дни в музее проходит уникальная выставка русской живописи "Шедевры Третьяковской галереи".

В последние годы приведено в порядок старое здание по ул. Ленина, 20, передано музею соседнее строение. Музейные работники наконец получили доступ к Интернету. Но вместе с тем выросло и количество забот у ее главного хранителя... Владимир Иванович Прокопцов искренне признается

: - Пять лет назад, в период поиска новой кандидатуры руководителя музея, я дважды отказывался от предложения стать его директором. Ибо быть преемником таких личностей, как Николай Прокофьевич Михолап, Елена Васильевна Аладова, Юрий Александрович Карачун, очень ответственно. За каждым из них - легенда. И все-таки после долгих раздумий согласился... Сейчас приходится работать по 12 часов в сутки. Но я безмерно благодарен своим коллегам, сотрудникам музея, у которых многому научился.

- Все предыдущие директора Национального художественного музея Беларуси были профессиональными художниками - разве что за исключением Елены Аладовой, которая, впрочем, неплохо рисовала. И все-таки быть художником для такой должности мало...

- Я бы сказал так: недостаточно. Но необходимо. Я окончил художественно- графический факультет пединститута в Витебске. После защиты диссертации в НИИ Академии художеств СССР несколько лет работал научным сотрудником Института искусствознания, этнографии и фольклора Академии наук Белоруссии, затем возглавлял отдел культуры в ЦК комсомола. На творческих семинарах я подружился со своими ровесниками из числа художников, литераторов, актеров, журналистов - многие из них стали сегодня известными людьми, и наши дружеские отношения нередко помогают мне в нынешней работе... То есть я - человек творческой среды. Музей - учреждение, которое не терпит чужаков, пришельцев. На такой работе или - или: или служишь искусству беззаветно, или иди в управдомы. "Осуществлять руководство" здесь просто нелепо, ведь рядом, на стенах, - вечность. Другое дело, что ориентироваться в жизни всегда необходимо: для этого у меня есть неплохой опыт - работа в Совете Министров, где я также занимался вопросами социально-культурной сферы. Солидная школа: я знаю всю систему, знаю, как дать ход нужному документу...

И все-таки после утомительного рабочего дня в музее всегда иду в мастерскую - посидеть в тишине, послушать музыку, заняться живописью. Я не люблю рыбалки, охоты, светского времяпрепровождения. Предпочитаю, например, выехать на пленэр и написать этюд.

- Свое недавнее 50-летие вы отметили небольшой выставкой живописи в Гомеле. Почему не в столице? Ведь служебный и должностной авторитет позволяет.

- На Гомельщине родились все мои предки. Я вырос в большой семье в деревне Жгунская Буда близ старообрядческой Ветки. Кстати, последние мои пейзажи написаны с натуры в родной деревне, близ родительского дома... Впрочем, живопись у меня на втором плане, как и отдых. На первом, безусловно, музей.

- Владимир Иванович, вы - четвертый директор в истории музея. Михолап создал картинную галерею, Аладова ее восстановила после Великой Отечественной войны, построила музей и пополнила его запасники классикой, Карачун собрал значительную коллекцию современного белорусского искусства. Как вы определяете свою миссию?

- Прежде всего я хочу достроить комплекс музея - это моя сверхзадача. Одновременно очень важно держать профессиональную марку нашего музея хотя бы на уровне близких соседей - России, Украины, Литвы, Польши. Для этого необходимо делать современные выставки, издавать научную продукцию, искать спонсоров, не уповая на финансовую поддержку одного лишь государства. Время сейчас иное - надо быть очень активным и решительным. Нынешнему музею нужны люди с новым мышлением, со знанием иностранных языков, современных музейных технологий.

В будущем году у нашего музея юбилей - 65-летие. Готовится несколько крупных выставок: "Несвижская коллекция князей Радзивиллов", живопись Мартироса Сарьяна, театральное наследие Мстислава Добужинского, графика Сальвадора Дали... Время летит быстро, и надо очень многое успеть сделать с положительным результатом. Смысл жизни, по-моему, в том и состоит, чтобы уметь вдохновлять своими планами как можно большее количество людей вокруг. Звучит романтично? На самом деле это главный талант любого чиновника: превращать подчиненных и коллег в соратников и единомышленников.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter