Народная газета

Искусство торговать

Что играет главную роль в увеличении экспорта: политика или экономика?

Открытие новых производств, создание современных рабочих мест и рост доходов населения тесно взаимосвязаны с увеличением экспорта. Иной стратегии для страны, которая около 70 процентов продукции направляет на внешние рынки, не просматривается. Программа социально-экономического развития на пятилетку предусматривает рост объемов экспорта в качестве основы для развития национальной экономики. Учитывая реалии сегодняшнего дня, значимость имеет не только увеличение объемов продаж, но и расширение географии поставок, выход на новые для нас рынки. Решение этой задачи зависит от множества факторов, которые можно условно разделить на две большие группы: политические и экономические. Их соотношение до сих пор вызывает множество споров о том, что больше влияет на такой показатель, как экспорт: политика или экономика?


ДИПЛОМАТИЯ КАК ФАКТОР УСПЕХА

Никита Беляев, административный директор “Либерального клуба”:

Невозможно представить себе развитие внешней торговли между странами, находящимися в активной фазе политического противостояния. Сегодня существует множество примеров, когда с экономической точки зрения, казалось бы, взаимовыгодная торговля между государствами при наличии политических барьеров приостанавливалась.

Логика преобладания политики над экономикой в вопросах развития экспорта присутствует и во внутригосударственных делах. Для роста экспорта нужен продукт, который был бы конкурентоспособным на внешних рынках. А для этого необходимы условия, способствующие развитию в стране экспортно ориентированных производств. Может показаться, что создание таких условий — задача сугубо экономического толка. Однако без принятия соответствующего политического решения ее решение представляется невозможным. Таким образом, в развитии экспорта политические факторы являются системообразующими. Однако какие именно действия следует предпринять?

Прежде всего необходима среда, в которой будут создаваться и развиваться предприятия, производящие экспортный продукт или услуги, а также соответствующая стратегия. Хорошим примером здесь служит решение о создании условий для развития ИT-отрасли. В результате экспорт Парка высоких технологий, являющегося лидером в этой сфере, увеличился с 22 миллионов долларов в 2007 году до 820 миллионов долларов в прошлом году. Возможно, если бы условия, предоставленные ИT-сфере, были распространены на все отрасли национальной экономики, таких позитивных примеров было бы намного больше.

Если же обратиться к ситуации в промышленном секторе, то в 2016 году самой быстрорастущей экспортной позицией стали легковые автомобили, экспорт которых вырос более чем на 35 процентов в натуральном выражении и в два раза — в денежном. На второе место вышли плиты ДСП, экспорт которых увеличился на 78 процентов по отношению к 2015 году. Однако если в основе растущего экспорта продуктов Парка высоких технологий находится пошаговая реализация соответствующей стратегии, то рост по таким позициям, как легковые автомобили и ДСП, — ситуационный результат.

Поскольку экспорт признается в нашей стране основой национальной экономики, назревает необходимость принятия на политическом уровне соответствующей стратегии (концепции) по развитию экспортного потенциала, которая учитывала бы все возможности и риски в мировой и национальной экономике. Если бы такая стратегия существовала ранее и последовательно реализовывалась, Беларуси удалось бы нивелировать негативные последствия от падения цен на нефть. Стоит напомнить, что в результате падения цен на нефть и иных факторов политического характера наша страна в прошлом году потеряла 2,74 миллиарда долларов.

Говоря о внешнеполитических аспектах, влияющих на экспортную динамику, я отметил бы такую важную составляющую, как нормализация отношений и развитие диалога с соседними странами и интеграционными объединениями. Безусловно, необходимо развивать торговлю со странами “дальней дуги”. Однако, исходя из мирового опыта, значительная доля внешней торговли большинства государств приходится все же на страны, находящиеся в одном регионе, то есть страны-соседки.

В этой ситуации на первый план выходит дипломатия. К примеру, развитие политического диалога с Европейским союзом привело к отмене квот на белорусский текстиль, что будет способствовать росту экспорта продукции белорусских текстильных предприятий в ЕС. Также ведутся переговоры о создании в Польше предприятия по сборке белорусских автобусов. Развитию экспорта способствуют мероприятия, направленные на формирование имиджа страны и ее узнаваемость на мировой арене. Для этого не надо стесняться проводить больше форумов, выставок и других мероприятий с приглашением зарубежных торговых партнеров и инвесторов.

ПРОДАВАТЬ НАДО УМЕТЬ

Владимир Поплыко, кандидат экономических наук:

К сожалению, на протяжении 2014—2016 годов наш экспорт сокращался. Причин тому несколько. Но главной я все же назвал бы уязвимость белорусского экспорта. В товарной номенклатуре, продаваемой на зарубежных рынках, доминирует нефтехимическая продукция. Полная зависимость от поставок углеводородного сырья от восточного соседа ставит под сомнение возможность роста экспорта нефтепродуктов в ближайшей перспективе.

Казалось бы, введение западных санкций против России должно способствовать замещению иностранной продукции на белорусскую. Вот удачный момент для экспортной экспансии наших товаров на российский рынок. За прошлый год около 46 процентов всего белорусского экспорта   пришлось на долю Российской Федерации. Добавили около семи процентных пункта. А могли ведь больше. Условия торговли складывались не совсем благоприятно — снижались цены на продукцию на фоне роста физических объемов.

Вторая  причина заключается в механизме реализации внешнеторговой стратегии. Поскольку в экономике доминирует государственная собственность, чиновники — руководители министерств и ведомств в рамках  пятилетних планов и годовых прогнозов доводят до подчиненных организаций задание  по экспорту. Руководитель предприятия всеми правдами-неправдами обязан выполнять поручение в конкретных цифрах валютной выручки.

Что в сухом остатке? Наши экспортеры оказались не готовы к международной конкуренции, активному лоббированию отечественной продукции на зарубежных рынках. Пример тому — вытеснение наших производителей с российского рынка молочной продукции. Что делать? Как говорят западные менеджеры-управленцы, должен быть план Б. Белорусскому Правительству следует делать выводы из создавшейся экономической ситуации в стране. Нужно менять стратегию, мышление. Внешнеэкономический вектор нашего развития должен учитывать тот факт,  что мы полностью зависим от ситуации на региональных и мировых рынках.  Правительство должно адекватно оценивать поступающие оттуда сигналы и быстро адаптироваться к меняющимся условиям.

Нам необходимо обратить внимание на три момента. Во-первых, использовать экономическую стратегию выживания  в условиях жесткой конкуренции, рассчитанную на длительную перспективу.

Во-вторых, национальный бизнес, как государственный, так и частный, должен развиваться в условиях конкуренции, свободных цен и  рыночных отношений. Надо понимать, что, с одной стороны, есть государственное регулирование, с другой — управленческая стратегия частных предприятий. Между бизнесом и государством должны быть паритетные отношения, направленные на укрепление частного бизнеса, но в то же время не предполагающие доминирования одной из сторон. Правительство и частный бизнес — это полноправные партнеры, идущие в одной связке и выполняющие закрепленные за ними функции.

Третье важное условие обеспечения конкурентоспособности белорусских товаров на зарубежных рынках — снижение издержек, повышение качества и расширение потребительских  свойств продукции. Поэтому на производстве так востребованы профессиональные менеджеры, маркетологи, технологи, знающие современные подходы и решения в экономике.

Развитие экспортной стратегии в нашей стране во многом будет определяться положением дел в мировой экономике. Для выведения национального хозяйства на международный конкурентный уровень потребуются годы. Сформировать эффективный экспорт в XXI  веке удалось немногим странам. Беларусь для своего выживания обречена решать эту задачу. Иного пути у нас нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
Политика ничего не решает,если товар,продукт,изделие низкого качества и наоборот,решает всё,если качество и цена отменные.
иван кричев
А политика именно сейчас на первом месте во всех экономических и других вопросах. И это факт. Даже уже пытаются
повернуть экономику в политический аспект в отношениях с Россией. В предпоследней программе на ТВЦ о Беларуси,
как раз и высказывались подобные мнения. Поэтому политика напрямую связана с экономикой.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?