Мы поработали один день с вальщиком леса, профессия которого считается одной из самых опасных в стране

Искусство точного распила

Вальщик леса, по статистике несчастных случаев на производстве, одна из самых травмоопасных профессий. Работники лесозаготовок часто должны перемещаться по труднопроходимой местности с тяжелым режущим оборудованием. Юрий Кравчёнок — вальщик леса максимально возможного шестого разряда. 30 лет трудится в Жодинском лесничестве Смолевичского лесхоза. Вместе мы поработали на делянке и узнали, как правильно валить деревья, какая техника нам в этом помогает и о требованиях охраны труда, которые уберегут от беды.

Юрий Кравчёнок — вальщик леса максимально возможного шестого разряда. 30 лет трудится в Жодинском лесничестве Смолевичского лесхоза.

Правила жизни

Юрий Кравчёнок в 1991 году окончил училище и устроился мастером леса в родном Жодино.

— Взял в руки пилу «Урал» и еле ее потянул, — вспоминает вальщик. — Сейчас же работаем удобными качественными пилами известным мировых производителей.

За каждым вальщиком закреплена своя пила: он смазывает ее и чистит, как боец свое личное оружие. Пилу в любой момент может резко отбросить на вальщика. Хорошо, что при резком ударе срабатывает тормоз цепи. А если она вдруг порвется — убережет цепеулавливатель. Приметная оранжевая спецодежда надежно защищает вальщика: антивибрационные перчатки, штаны со специальной вставкой из непрорезаемого материала, чтобы в случае чего зубья пилы застряли в его нитях и не впились в бедро, сапоги с металлическими вставками, защищающими ступни. Само собой каска с защитным щитком и наушники. На универсальном поясе — набор специальных инструментов: топоры, валочная лопатка, клин, рулетка, грейферные захваты — и персональная аптечка.

Нынешние мастера леса работают с результатом трудов своих коллег прошедших лет. И сами сажают деревья для будущих поколений. Непрерывный жизненный цикл.

Территория в радиусе 50 метров от места валки деревьев — опасная зона. Она обозначается специальными знаками. Вальщики не работают в сильный туман, дождь, снег — когда видимость меньше тех самых 50 метров. И во время ветра больше 11 метров в секунду. В зоне работы вальщик находится один или с помощником. Задача помощника — откинуть сучья, протоптать, особенно по снегу, подходы к дереву. Также помогает валить сухостойные деревья, когда специальным клином работать нельзя — верхушка может обломаться и упасть прямо на голову. Поэтому валочной вилкой с упором плавно толкает дерево.

Отходить от падающего дерева нужно наискосок, постоянно держать его в поле зрения и всегда быть начеку.

— Дерево может скользнуть назад, на меня, — рассказывает Юрий Кравчёнок. — Отделаться легкими царапинами не получится.

Даже свалившаяся простая шишка сильно бьет в каску. Дерево в 30 метров куда страшнее. Почти тонна весом.

Ветреный день

Первым делом как самые опасные специалист приземляет поврежденные деревья. Когда приходишь на лесосеку, а там почти все такие, это уже называется разработкой ветровально-буреломных лесосек. Сплошные санитарные рубки — как у саперов сплошная очистка местности.

Самый крупный ветровальный бурелом образовался в 2016 году. За 15 минут ураган добавил десятилетний объем плановой работы. Последствия всем миром устранили всего за год. Обычная смена вальщика восьмичасовая, но тогда работали сверхурочно. Помогали коллеги со всей страны. Цепляли могучие деревья лебедкой, тросом — и техника вытягивала их. Корневые лапы выкорчевывали выше человеческого роста. Местами так плотно легли деревья, что техника не могла напрямую работать, и даже с пилой было трудно подступиться, пролезали по-пластунски.

На подходах выставили предупреждающие знаки «Проход запрещен, идет валка леса», убедились в отсутствии в зоне валки посторонних людей.

Вектор падения

Добрались на разработанную делянку. Там остались лишь редкие семенные сосны. Вальщик изучил технологическую карту с порядком разработки лесосеки. На подходах выставили предупреждающие знаки «Проход запрещен, идет валка леса», убедились в отсутствии в зоне валки посторонних людей. Собственно кульминация сама валка.

Юрий Кравчёнок врезается зубчатым упором пилы в сосну, делает четкий и аккуратный подпил. Это дает возможность стволу двигаться. Оставшийся недопил позволяет контролировать процесс валки. Клин вставили в распил, пару ударов. По дереву пошла вибрация. Валим в сторону естественного наклона. Сосна хрустнула. Гулкий удар — и дерево на земле. На все про все ушло пару минут. После нужно нарезать ствол на сортименты. Их взвалит на себя форвардер, что гудит вдалеке. Обычно он работает в паре с харвестером. Тот заготавливает, расчищает и разрезает деревья, а форвардер их перевозит.

Отходить от падающего дерева нужно наискосок, постоянно держать его в поле зрения и всегда быть начеку.

Форвардер взваливает на себя нарезанные на сортименты стволы деревьев.

Связь поколений

Все же на сто процентов вальщику обезопаситься нельзя. Форс-мажор никто не отменял. На мой вопрос, падало ли дерево не по плану, Юрий хитро улыбается:

— Всякое бывало. Главное — успеть отскочить и спрятаться за другим деревом.

Сейчас самая комфортная для работы пора.

— В спецодежде в жаркую пору — настоящая парилка, — продолжает вальщик. — Но лучше париться, чем без ноги ходить. В жару, бывает, от усталости ноги дрожат. Присел в теньке, воды попил и снова за работу.

Риск остается даже при соблюдении всех мер безопасности. В профессии вальщика леса надо постоянно бояться. Это чувство во благо. Но боятся, переживают и близкие. У Кравчёнка жена и двое детей. Конечно, за столько лет уже привыкли к опасной работе главы семейства. Но удовольствие от труда компенсирует риск:

— Душа поет, когда вижу на месте бурелома новый лес.

Юрий Кравчёнок врезается зубчатым упором пилы в сосну, делает четкий и аккуратный подпил.

В Смолевичском лесхозе работает двукратный чемпион мира среди вальщиков леса Виктор Зарембо. Он заряжает своим примером коллег. А любовь к лесу Юрию Кравчёнку привил его отец — был охотником. Эту любовь вальщик передает по наследству и своим детям:

— Часто ходим в лес на пикник. Вижу заготовку деревьев, что сам 20 лет назад высаживал.

Нынешние мастера леса работают с результатом трудов своих коллег прошедших лет. И сами сажают деревья для будущих поколений. Непрерывный жизненный цикл.

ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter